Франция призвала заняться размещением на Украине «сил неядерного сдерживания». Как известно, это один из пунктов «плана победы» Зеленского.
Собственно, с этого пресловутого «Плана победы» украинского зиц-президента все и началось. На минувшей неделе Владимир Зеленский представил его в украинском парламенте. Документ, как известно, включает пять пунктов и три секретных дополнения.
В частности, первый пункт подразумевает приглашение Украины в НАТО с последующим членством, второй — снятие ограничений на удары дальнобойным оружием вглубь российской территории, третий — размещение на Украине «комплексного неядерного пакета сдерживания России». Зеленский при этом оговорился: реализация плана «зависит от партнеров».
Во Франции на идеи украинского зиц-президента отреагировали до странного быстро.
«План победы — это начало политического пути. Необходимо задаться вопросом того, что будет после. Представьте прекращение огня или мирный договор — вы поймете, что вопрос размещения сил неядерного сдерживания на территории Украины, чтобы быть в состоянии отразить новую угрозу со стороны России, — это, очевидно, вопрос, которым уже нужно заняться», — заявил министр обороны Франции Лекорню в эфире телеканала LCI.
По его словам, план Зеленского содержит ряд «интересных» пунктов, которые стоит изучить". Вообще, Франция в последнее время делает резкий разворот к военно-политической риторике, и на это нельзя не обратить внимания.
Франция и так уже оказала военную помощь Украине на сумму более €3,8 млрд, начиная с 24 февраля 2022 года.
Помимо этого, Франция направит 300 миллионов евро, которые накопились в местных банках в качестве процентов на замороженные там российские активы, на закупку военной техники для Украины. Об этом в интервью Tribune Dimanche Себастьян Лекорню.
Эти деньги, как сообщил министр, «позволят заказать 12 новых самоходных артиллерийских установок Caesar, а также 155-мм снаряды, ракеты Aster, управляемые бомбы AASM, ракетные установки и ракеты Mistral». То есть ни одного евро не достанется жителям Украины в виде «гуманитарки» или иной помощи, все пойдет только на оружие.
При этом все как-то деликатно умалчивают, что Киеву Франция отправит старую технику, которую, по откровенному признанию месье Лекорню, все равно надо было бы списывать, «заменяя на более современную».
Особый акцент французский министр обороны сделал на подготовке украинских военных на территории Франции. Что касается Эмманюэля Макрона, то он не так давно посетил регион Гранд-Эст на востоке страны, где на засекреченном полигоне проходят обучение 2300 украинских солдат.
Из них французы собрались сформировать бригаду, снабдив вооружением, включая БТР, гаубицы и колесные танки, которые, отметим, зарекомендовали себя на Украине далеко не с самой лучшей стороны.
Но военные базы стран-участниц НАТО на Украине — это, согласитесь, совершенно иной поворот в военных действиях, который фактически означает объявление войны России.
В этой связи возникает множество вопросов. Во-первых, будут ли это военные базы нескольких стран или НАТО в целом? Когда они могут появиться? Если сейчас, то не исключено, что станут законной целю для наших ВКС, и никаких ПВО не хватит, чтобы их прикрыть. Если после окончания СВО, то позиция России будет категорически отрицательной.
При этом французы могут прикрыться отговорками о том, что это совместные базы лишь нескольких стран, например Франции, Польши, стран Балтии, которые хотя и входят в НАТО, но действуют от своего имени. Станет ли это предметом торга или проблема может быть решена уже сейчас? С таким вопросом мы обратились к доктору военных наук, председателю Союза геополитиков, капитану 1 ранга в отставке, действительному члену Академии военных наук Константину Сивкову.
— На Украине могут разместить военные базы как альтернативу вступления в НАТО. Но если они появятся в период проведения СВО, то страна, которая из разместит — Франция или какая-то другая, автоматически вступит в войну с Россией. И эти базы станут целью для российских ВКС и ракет большого радиуса действия. Уничтожены они будут мгновенно.
Впрочем, вопрос о базах НАТО в той или иной форме применительно к Украине обсуждается уже не первый день. НАТО в рамках миссии на Украине хочет создать в Польше, Румынии и Словакии военные базы для координации поставок оружия Киеву. Об этом заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
«Создадут три большие военные базы, где будут передавать оружие Украине еще здесь, на территории стран НАТО — в Польше, Словакии и Румынии», — отметил венгерский премьер, подчеркнув, что Венгрия не будет участвовать в этой акции.
Но в данном случае Франция конкретно ставит вопрос о военной базе на Украине. Какой военной и дипломатической реакции стоит ожидать со стороны России? С таким вопросом мы обратились к главному военному политологу-доценту кафедры политического анализа и социально-политических процессов РЭУ им. Плеханова Александру Перенджиеву.
— Никакой военной базы НАТО на Украине не будет. Она моментально будет уничтожена. Макрон, президент Франции, что-то говорил об этом, но потом резко замолчал. Он не может не понимать, что военная база страны, входящей в НАТО, на территории Украины — это объявление войны России. Я думаю, что все это — разговоры, цель которых склонить Россию к перемирию. Нам это перемирие не нужно от слова «совсем».
Сейчас дискурс идет о том, наносить удары по территории вглубь России или нет, но Франция, видимо, решила проявить оригинальность и заявить о военной базе на Украине. Дескать, речь о силах неядерного сдерживания. Но это те же ракеты дальнего радиуса действия по сути.
Разумеется, Россия воспримет это как агрессию со стороны государства, которое будет поставлять на Украину эти комплексы. Мы и так уже бьем по кораблям в Одессе, которые несут эти самые силы неядерного сдерживания, они что — этого не замечают и не делают выводы?
«СП»: О каком именно оружии идет речь в случае с военной базой на Украине, которую хочет обустроить там Франция?
— Речь идет скорее всего вот о чем. Есть устаревшее оружие, которое надо списать. Французы ведь поставляли Украине не самое новое и передовое оружие. Многое из поставленного туда показало себя не лучшим образом или вовсе пришло в негодность. Комплексы эти использовали, теперь их надо как-то утилизировать. Складировать, проще говоря. Вероятно, в этой связи и возникло слово «база».
«СП»: Самое забавное, что размещение на Украине «комплексного неядерного пакета сдерживания» России Зеленский представляет как часть своего «Плана победы». Запад всерьез в это верит?
— Думаю, что в это не верит уже никто. Речь идет о бизнес-проекте, Зеленский просто выпрашивает деньги и оружие.
Так что все это можно рассматривать как теневой план «отмыва» денег на вооружения. Нидерланды якобы еще с зимы поставляют ВСУ F-16. Но Киев что-то ни слова не говорит о том, каких успехов добился при помощи этих самолетов. И я скажу, почему: потому что металлолом поставили.
«План перемоги» — это в первую очередь план по отмыванию денег. И Зеленский педалирует вопрос о базе НАТО, потому что ему надо куда-то и как-то списать украденные деньги. И если хотите мое мнение, «План победы» Зеленского уже превращается в план поражения.