Победа Дональда Трампа отложила переговоры Вашингтона и Киева по поводу применения дальнобойных ракет ATACMS по российским целям. Однако рано или поздно Владимир Зеленский снова потребует у американцев такого разрешения. Впрочем, у российской армии уже есть не только тактика для борьбы с ATACMS, но и оружие против него, пишет издание Eurasian Times.
В случае эскалации конфликта из-за того, что Запад разрешит-таки наносить тыловые удары по России с помощью ATACMS, усиленные российские средства ПВО вынудят украинские войска запускать ATACMS с расстояния не менее 50 км от границы. А это существенно сократит количество целей в России, против которых можно использовать ракеты.
Для уничтожения средств запуска ATACMS (а это американские РСЗО M270 MLRS и M142 HIMARS) российской армии нужно будет усилить контрбатарейный огонь. Мощная артиллерия должна лишить ВСУ тактического преимущества, основанного на большой дальности стрельбы их орудий, поставленных Западом.
Сейчас российская контрбатарейная борьба ведется в основном с помощью САУ. В зоне проведения СВО применяются гаубицы и пушки «Мста-С», «Акация», «Пион» («Малка»), «Тюльпан», «Гиацинт-Б», «Коалиция-СВ» и другие.
У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны, пишет Eurasian Times. В частности, «Пион» отличается очень большой дальностью стрельбы (до 47 км осколочно-фугасными снарядами) и крупным калибром. Орудие предназначено для нанесения ударов по вражеской артиллерии, командным пунктам и логистическим центрам.
Пушка «Гиацинт-Б» также отличается высокой скорострельностью, что хорошо для контрбатарейной борьбы. Однако из-за большого веса (почти 10 тонн) она менее мобильна.
Российские САУ имеют, как правило, ограниченную дальность стрельбы даже при использовании реактивных снарядов. В отличие от них широко распространённые артиллерийские орудия западного производства, например, французский CAESAR, имеют значительно большую дальность стрельбы современными боеприпасами.
Лучший выбор среди российских САУ — это «Коалиция-СВ», которая позволяет вести огонь на дальность 40 км стандартными снарядами и до 80 км усовершенствованными боеприпасами. «Коалиция-СВ» впервые была применена против ВСУ в конце 2023 года. САУ была специально разработана для того, чтобы превзойти многие западные аналоги по дальности стрельбы, скорострельности и автоматизации. Сейчас орудие находится в процессе полной интеграции в войска.
В настоящее время Россия больше полагается на системы РСЗО, чем на артиллерийские орудия для ведения огня на большие расстояния, пишет Eurasian Times. Хотя РСЗО имеют большую дальность стрельбы, они не так универсальны, как современные артиллерийские системы, особенно гаубицы. Прежде всего, РСЗО оптимизированы для обстрелов по площадям, а не для контрбатарейной стрельбы.
Артиллерийские орудия обычно имеют дальность стрельбы от нескольких километров до 30−40 км. Они обеспечивают непрерывный огонь на средних и дальних дистанциях, как правило — с более точным наведением, чем РСЗО. Они лучше подходят для контрбатарейных операций, чем РСЗО.
Традиционные артиллерийские орудия, такие как гаубицы, обеспечивают значительную гибкость в выборе дальности стрельбы за счёт изменения массы заряда и угла ведения огня. Современная артиллерия, такая как американская гаубица M777, часто может переключаться между режимами прямой и непрямой стрельбы и корректировать дальность с помощью высокоточных снарядов.
РСЗО, как правило, имеют более ограниченные возможности по корректировке дальности стрельбы. Поскольку они стреляют ракетами, а не снарядами, изменение дальности часто означает переключение между различными типами ракет или снарядов, а не корректировку заряда или угла стрельбы.
Один из способов поражения целей на коротких дистанциях — передислокация РСЗО вглубь своей территории. Это требует времени и делает РСЗО уязвимыми для контрбатарейного огня во время передислокации, объясняет Eurasian Times.
Использование пушек упрощает снабжение передовой боеприпасами, поскольку снаряды меньше, чем ракеты РСЗО. Это может сделать артиллерийские операции менее затратными с точки зрения логистики и потенциально более рентабельными для определённых типов боевых действий, особенно когда точность важнее, чем дальность.
Одно из самых эффективных орудий, которое российская армия может использовать для контрбатарейной борьбы, — северокорейская самоходка Koksan (он же Chuch’ep’o или «Пушка чучхе»). Эти САУ — если верить зарубежной прессе — были замечены в эшелоне в Красноярске.
Koksan, в зависимости от модификации, использует шасси китайского танка Type 59 или САУ «Пион». Необычный калибр орудия в 177 мм объясняется его происхождением: Koksan был разработан на основе советских орудий береговой обороны.
Koksan стреляет стандартными снарядами на расстояние до 40 км и реактивными снарядами — до 60 км. Скорострельность у орудия изначально низкая (один-два залпа каждые пять минут) из-за ручной загрузки и наведения орудия.
Однако российские и северокорейские инженеры автоматизировали заряжание и наводку орудий до такой степени, что скорость стрельбы теперь ограничена выносливостью стволов.
Koksan даст России возможность вести контрбатарейную борьбу, эффективности которой пока недостает из-за чрезмерной зависимости от РСЗО, объясняет Eurasian Times.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».