Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны / Санкции
17 декабря 14:13

Новые санкции ЕС против «теневого флота» грозят боестолкновением ВМФ России и НАТО

Константин Смирнов: Еврочиновники не интересуются, на каком из океанских побережий Монголии разгружаются танкеры

7937
Новые санкции ЕС против «теневого флота» грозят боестолкновением ВМФ России и НАТО
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Материал комментируют:

Совет Евросоюза утвердил 15-й пакет санкций против России. Самое интересное в нём — борьба с так называемым «теневым флотом» России.

История танкеров-невидимок насчитывает уже три года. В 2022 году страны «Большой семерки» ввели санкции в отношении российской нефти, установив так называемый ценовой потолок в размере $60 за баррель. А все танкеры, которые перевозят более дорогую нефть из нашей страны, обещали «поставить на прикол». Чуть позже были введены ограничения на транспортировку СПГ.

Радость Запада оказалась недолгой. Вскоре выяснилось, что углеводороды идут по морям своим чередом. В основном — судами, которые не числятся в европейских реестрах.

Читайте также
России предложили рискованное дело – охранять Никарагуанский канал России предложили рискованное дело — охранять Никарагуанский канал Новый водный маршрут поставит под вопрос существование Панамского канала

Тогда ЕС стал вводить санкции против тех судов и судовладельцев, кто не обращает внимания на санкции. С учётом 15 пакета — таких танкеров уже 79.

Однако, по оценкам того же ЕС, — «теневой флот России» составляет не 79 кораблей, а 20% от всех нефтеналивных танкеров в мире, среди газовозов — ещё больше.

Но и те суда, которые попали под санкции, достаточно свободно совершают свои рейсы из России, на заходя в порты ЕС и США.

На днях Лондон сообщил о том, что крупнотоннажный танкер Sea Fidelity, получивший 115 тысяч тонн нефти в балтийском порту Усть-Луга, совершил проход через пролив Ла-Манш. Ранее Великобритания именно это судно приводила в пример, как «успешно заблокированное» санкциями.

В начале осени расследовательская организация Danwatch опубликовала разоблачение о том, что суда, которые «не значатся в реестрах, плохо обслуживаются, имеют сомнительную страховку, а также слишком старые» свободно ходят по Датским проливам, «отказываясь от услуг королевских лоцманов, знающих местные воды».

Обеспокоенность по этому поводу высказал даже глава МИД Дании Ларс Лекке Расмуссен.

В то же время агентство Bloomberg стало публиковать снимки из космоса, на которых видно, как 280-метровые суда (что соответствует длине стандартного газовоза) швартуются у терминала «Утренний» в морском порту Сабетта на Ямале. Заметим, что официально о начале отгрузок с «Арктик СПГ-2» пока не сообщалось. Он как бы еще только строится.

О том, смогут ли новые санкции остановить танкеры, которые не обращали внимания на старые санкции, — «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.

«СП»: Константин Сергеевич, в ЕС оценивают объём «теневого флота России» в 20% от всего мирового танкерного флота. Это близко к правде?

— Я думаю, что — гораздо больше, чем 20%. Но — с одной поправкой: никакой он не теневой, а вполне легальный. Просто эти суда зарегистрированы не в европейском реестре, а в каком-то другом. И страхуются они не в Лондоне, как принято на Западе, а где-нибудь в другом месте.

Раньше группой компаний в Лондоне страховалось до 90% морских перевозок, теперь — меньше, потому что мы там не страхуем свои объёмы. А наши объемы — это второе место в мире после Саудовской Аравии.

Понятие «теневой флот» не корректно хотя бы потому, что его видно. Конечно, каждый из этих танкеров может выключить транспондер, и делает это, чтобы не афишировать своё местоположение в мировом океане. Но проходя через узкие проливы и судоходные каналы — корабли включают это оборудование. Поэтому Запад их видит.

«СП»: И как Запад собирается с ними бороться?

— Для России западные морские санкции вызывают затруднения. И на то, чтобы грамотно обойти все противотанкерные преграды из 15 пакета, нам всё-таки потребуется 2−3 месяца. Например, 24 танкера, которые не были в списке заблокированных до сих пор, а попали в него впервые, — возможно, придётся переоформить.

Западные санкции изначально создали для России проблемы с фрахтом судов, страховкой перевозок и перестраховкой. Морская страховая компания и сама должна страховаться, потому что в случае разлива нефти из гигантского танкера возникает такой ущерб, который она сама не погасит.

Проблему с фрахтом мы решили, а когда пошли санкции против отдельных судов — компании стали отказываться их страховать, и танкеры действительно «становились на прикол». Поэтому Россия аффилировала 4 страховые компании с нашими крупнейшими банками. Индия первой признала нашу страховку, затем последовали другие.

В итоге так называемый «теневой флот» больше ничего не боится. Запад может заблокировать счёт судовладельца, но на нём, как правило, ничего нет. А за несколько недель судно оформляется на нового владельца, и потом получает все необходимые разрешения. И название менять не нужно.

«СП»: Лондон грозится закрыть для нашей нефти Ла-Манш, Дания — свои проливы.

— Это международные воды, наши танкеры по ним будут идти на законных основаниях.

Для перехвата танкера потребуется боевой корабль. Но, во-первых, у них не хватит боевых кораблей на все наши танкеры. А во-вторых — это casus belli. Причем — объявление войны не только России, но и той стране, которой принадлежит танкер, и той стране, которая оплатила нефть для этого танкера.

Например так: России, ОАЭ и Китаю (Индии). Не думаю, что блок НАТО на это пойдёт.

Кроме того, перехват морского судна, которое ничего не нарушает (а мы не нарушаем норм морского права) является пиратством.

Читайте также
«Новатэк» прилетел в Америку, чтобы раскурить с бледнолицыми  «трубку мира» «Новатэк» прилетел в Америку, чтобы раскурить с бледнолицыми «трубку мира» Крупнейший российский производитель СПГ пытается договориться с янки об отмене санкций

А если захочет начудить не блок НАТО солидарно, а какая-то отдельная страна — нам ничего не мешает прислать на подмогу захваченному пиратами танкеру боевой корабль.

«СП»: Сколько у России своих танкеров?

— Сейчас этого никто не скажет. На Западе считается, что предельный срок службы танкера — 15 лет. После этого Лондон перестаёт страховать перевозки этим кораблём, и его продают на металлолом. А наш опыт показывает, что танкер спокойно служит 25 лет.

Сколько десятков танкеров (или сотен) мы купили по цене металлолома за последние три года — не сообщается. Фактически они наши, но регистрируются в Либерии, Панаме, ходят под флагами ОАЭ или Катара…

Естественно, они не ходят под российскими флагами, чтобы их не арестовали в порту страны, в какой-то степени аффилированной с Западом.

Но ведь есть и другие хитрости. Вполне себе западные компании при помощи танкеров сейчас проводят колоссальные нефтяные сделки с Монголией.

Западные чиновники не особенно интересуются, на каком из океанских побережий Монголии эти танкеры загружаются и разгружаются.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях читайте в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня