Нелегитимный режим Зеленского начал массовые репрессии в отношении высокопоставленных командиров ВСУ. Об этом сообщил глава комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
По его мнению, репрессии связаны с желанием Киева переложить ответственность за провалы и неудачи на фронте на плечи военных. При этом политик отметил, что задержания украинских военачальников также санкционированы со стороны США, которые недовольны положением дел на фронте и продвижением российских войск.
«За арестами стоит Государственное бюро расследований (ГБР) Украины, которое подконтрольно американским структурам», — цитирует Рогова РИА «Новости».
По его информации, на данный момент уже задержаны экс-командующий оперативно-тактического управления «Харьков» бригадный генерал Юрий Галушкин, бывший командир 125-й бригады львовской теробороны генерал-лейтенант Артур Горбенко, экс-командир 155-й механизированной бригады ВСУ «Анна Киевская» полковник Дмитрий Рюмшин, а также еще «масса менее публичных людей».
Из сообщений украинских СМИ следует, что генералы Галушкин и Горбенко подозреваются в служебной халатности «в связи с провалом обороны на Харьковском направлении в мае 2024 года». Что, по версии следствия, в итоге привело к утрате территорий, потере солдат и вооружений. В частности, оба якобы знали «о скором вторжении РФ, но не предупредили бойцов, не обустроили позиций, давали „завышенные“ задачи и не совершили своевременно маневр».
По этому же делу обвинения предъявлены экс-командиру 415-го отдельного стрелкового батальона 23-й отдельной механизированной бригады ВСУ полковнику Илье Лапину.
Следователи утверждают, что он во время отражения наступления РФ не доложил старшему офицеру о результатах оборонного боя, не воспрепятствовал самовольному оставлению части 12 военнослужащих и не выполнил распоряжение начальства о возобновлении утраченных позиций. Все это способствовало продвижению российских войск и взятию ими под контроль части территории Липецкой сельской территориальной общины Харьковского района.
21 января Печерский районный суд Киева избрал Лапину и Галушкину меру пресечения. По информации издания «Страна.ua», полковника отправили под стражу на два месяца, генерала — под домашний арест с правом на залог в пять миллионов гривен.
Что касается Горбенко, то он еще в июне прошлого года после своей отставки заявлял, что удержать фронт в условиях, когда на километр линии обороны приходится всего несколько бойцов, было физически невозможно. Однако обвинение настаивает, что генерал не использовал резервы и не организовал должной координации с другими подразделениями.
Зеленский при этом вполне доволен. Аресты военачальников он назвал «хорошей работой» СБУ, ГБР и прокуратуры. По его словам, «важно, чтобы люди чувствовали, что статус или любые вчерашние заслуги не отменяют верховенства права».
Однако пафос просроченного мало вяжется с реальной ситуацией.
«Банковая начала аресты офицеров ВСУ для того, чтобы на них повесить все свои военные провалы и неудачи. Хотят обществу скормить их как „козлов отпущения“ — мол, они виноваты в том, что провалили гениальные задумки ставки Зеленского», — пишет тг-канал «Легитимный» со ссылкой на информированный источник.
Собеседник канала не исключил, что вместе с армейскими командирами под «нож» пойдет и главком ВСУ Сырский. Хотя плюс Сырского, по его словам, в том, что он надежная марионетка и выполняет все, что скажут Зеленский и Ермак.
В любом случае, время для массовых репрессий в армии выбрано не очень удачное. Армия Украины отступает в Донбассе, потери — огромные, да и помощи от партнеров поступает все меньше. А тут опытных боевых генералов и полковников отправляют в каталажку…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, обозревателя МИА «Россия сегодня» Владимира Корнилова:
— Действительно, мы видим, что Зеленский за последние дни совершил целую серию силовых действий. В частности, вдруг стал преследовать и арестовывать людей, которые где-то засветились в неких политических проектах. Близость возможных выборов, видимо, влияет на поведение тех, кто находится сейчас незаконно у власти в Киеве.
Мы также понимаем, что главным потенциальным соперником Зеленского (он и сам это понимает, и все понимают) может быть генерал Залужный. Поэтому, как мне кажется, Зеленский решил, что надо превентивно выбить ближайшее потенциальное окружение Залужного из процесса, в том числе через принятия силовых решений. Тем самым, обезопасить себя от тех офицеров, которых он считает недостаточно лояльными к своей персоне.
Опять же, на кого-то надо сваливать многочисленные просчеты и проколы, которые творились и творятся на фронте. Не на себя же самого… Вот поэтому выбираются так называемые «козлы отпущения».
«СП»: А чем это может аукнуться Зеленскому? Ведь такое отношение к боевым офицерам может вызвать недовольство в войсках, а у солдат есть оружие…
— Знаете, я пока не видел ни одного случая, чтобы на Украине кто-то из людей с оружием попытался таким образом противопоставить себя Верховному главнокомандующему. Возможно, такие настроения у кого-то есть.
В любом случае, это следует из всевозможных многочисленных постов, бурных дискуссий, которые происходят в украинской блогосфере. В том числе с известными довольно-таки людьми, представителями командования вооруженных сил
Если бы такие настроения в самом деле были, то, в конце концов, вот эти все десятки, а, может, и сотни тысяч насильно мобилизованных уж давно должны были повернуть оружие против своего командования. И, в первую очередь, против Зеленского — Верховного главнокомандующего. За то, что их насильно забрили в эту армию.
Но ничего похожего не происходит. Вот пока эти признаки не появятся, Зеленский будет чувствовать полную свою безнаказанность.
«СП»: А боеспособность ВСУ как-то пострадает? Ведь там сейчас каждая боевая единица на счету, а тут сразу нескольких опытных командиров войска лишаться?
— Мне неизвестно, какого уровня решения эти офицеры принимали. Тех, чьи фамилии были озвучены, критиковали и раньше, сразу после провала под Харьковом. Поэтому я не знаю, на значительных ли позициях они оставались.
Но не секрет, что позиции украинских вооруженных сил на всех направлениях фронта сейчас, в общем-то, трещат по швам. И, на мой взгляд, вряд ли какой-то офицер — даже самый опытный — мог бы изменить каким-то образом данную ситуацию. Тут, кого не назначай, кого не увольняй — в любом случае, наши российские вооруженные силы будут идти вперед.
Ведущий научный сотрудник Института стран СНГ, политолог Александр Дудчак, в свою очередь, полагает, что аресты в командовании ВСУ связаны как раз с тем, что на фронте у армии незалежной сплошные неудачи.
— Результат явно не тот, который хотели бы видеть в Киеве, а также за пределами Украины те, кто спонсирует этот режим и поставляет вооружение.
Надо же как-то объяснять провалы и находить виновных. А в Киеве очень любят находить виновных и умеют это делать. Раньше Залужного обвиняли, теперь Сырский виноват. Но будь там хоть кто во главе ВСУ, результаты не были бы лучше.
В общем-то, у них без вариантов. Линия фронта на Запад шла и будет идти. Но власти надо представить, что, мол, делаем работу над ошибками, находим виновных и погоны генеральские никого не спасут. Вот Зеленский и вживается в новую роль — якобы справедливого правителя.
Потом соцопросы показывают, что просроченный теперь на третьем месте по популярности. На первом — Залужный, который хоть теперь не в составе ВСУ, а услан послом в Британию, но по-прежнему, оказывается, главный конкурент. В этой связи, возможно, нынешняя администрация «концлагеря Украина» пытается еще и подпортить общий имидж военным, чтобы снизить их популярность в обществе к предстоящим так называемым выборам. Возможными, по крайней мере.
Правда, украинская статистика, это такое явление, которому доверять очень сложно. Ну, как можно в концлагере проводить социологические исследования? Тем не менее, последние опросы говорят, что самый популярный там Залужный, а Зеленский только на третьем месте. Вот, видимо, в Киеве и решили подправить имидж сапогом, как они обычно это делают.