
В НАТО планируют активизировать атаки на российские подводные трубопроводы, танкеры и сухогрузы. Об этом в интервью журналу «Национальная оборона» заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
Он напомнил, что с конца 2024 г. в рамках операции альянса «Балтийский часовой» на Балтику перебрасываются дополнительные силы якобы для противодействия участившимся диверсиям.
Между тем эксперты, по его словам, склоняются к мнению, что спонсорами, организаторами и исполнителями участившихся нештатных ситуаций на торговых судах и объектах подводной инфраструктуры являются сами страны НАТО.
Есть информация, отметил Патрушев, что «их ВМС планируют усилить террористическую деятельность в отношении российских подводных трубопроводов, танкеров и сухогрузов».
«Морские провокации вошли в арсенал используемых методов подрывной работы западных стран еще в годы холодной войны, и отказываться от их применения они не намерены. Не случайно, в рамках проводимых учений и программ боевой подготовки диверсионным подразделениям ВМС стран НАТО уделяется особое внимание», — пояснил помощник президента.
И добавил, что альянс также отрабатывает применение кибератак на навигационное оборудование российских судов «с целью организации нештатных ситуаций, в том числе ведущих к авариям».
В целом же прогноз ситуации в регионе позволяет говорить о высокой вероятности дальнейшего усиления угроз российской портовой инфраструктуре и свободе судоходства на Балтике со стороны военно-морских сил европейского крыла НАТО, указал Патрушев.
Ранее, в ходе совещания по вопросам безопасности морского и речного судоходства, которое проводилось 6 февраля в Нижнем Новгороде, помощник президента обратил внимание на попытки альянса блокировать Россию и ее порты в регионе Балтийского моря, включая объекты в Ленинградской и Калининградской областях.
При этом он отметил, что эти действия координируются англосаксами и носят во многом террористический характер. Примером этому, по его словам, «является атака российского судна в Средиземном море, а также, по сути, пиратский захват судна Eagle S на Балтике».
Такая политика, подчеркнул Патрушев, ставит под вопрос безопасность грузопассажирских перевозок и рушит систему морского торгового судоходства.
Основания для столь серьезного вывода вполне конкретные.
Напомним: 23 декабря 2024 г. в Средиземном море между испанским муниципалитетом Агилас и алжирским городом Оран затонул российский сухогруз «Урса Майор», шедший из Санкт-Петербурга во Владивосток.
Позже выяснилось, что причиной крушения стал теракт — со стороны правого борта произошли три взрыва.
В том же месяце финские власти по подозрению в повреждении подводного электрокабеля задержали в Балтийском море вышедший из Петербурга под флагом Остров Кука нефтяной танкер Eagle S.
Арест сняли только 28 февраля, так как первоначальная версия не нашла своего подтверждения.
Еще один инцидент с танкером произошел в прошлом месяце уже этого года в порту Усть-Луга Ленинградской области. Судно Koala (ходит под флагом Антигуа и Барбуды) со 130 000 тонн мазута затонуло ночью 9 февраля в месте швартовки после нескольких взрывов в машинном отделении.
Вряд ли с уверенностью можно сказать, что все эти события были случайны.
Между тем публицист и военный историк Сергей Переслегин, анализируя недавнее столкновение в Северном море у восточного побережья Великобритании контейнеровоза Solong, перевозящего цианистый натрий, с американским военным танкером Stena Immaculate, который доставляет авиационный бензин на базы США в Европе, предположил, что эта, по его выражению, «редкая, необычная и резонансная катастрофа» вполне может быть «катастрофой намеренной». Поскольку контейнеровоз протаранил танкер, стоящий на якорной стоянке.
«В XIX и первой половине XX века такие аварии были многочисленные, т.к. стоящие на якоре суда в целях экономии выключали сигнальные огни. Но с развитием радиолокации и диспетчеризации движения такие катастрофы стали крайне редкими», — пояснил эксперт.
По мнению Переслегина, одним из мотивов могла быть развернувшаяся война Украины и Великобритании с «теневым» танкерным флотом России.
«Уже несколько танкеров подверглись нападению, и вполне возможно, нападающие перепутали танкер России с танкером США», — полагает он. И задается вопросом: «Море становится опасным или море делают опасным?»
На самом деле, танкерная война уже вовсю идет, как и трубопроводная (диверсия на «Северных потоках», это лишь самый яркий эпизод).
Но во что это все выльется, с учетом угроз, о которых предупредил Патрушев?
Для «СП» ситуацию прокомментировал руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО Дмитрий Данилов:
— Ясно, что в нынешний век, когда фактически ведется гибридная война между Россией и Западом, используются все ресурсы. Причем с разными целями.
Если говорить о транспортных коммуникациях, то, конечно, возможности обрыва логистических связей, особенно в том, что касается энергетических ресурсов, имеет большое значение. Но это одна из целей.
Другая цель носит провокационный характер и рассчитана на то, чтобы спровоцировать те или иные конфликты. Мы не раз были свидетелями того, когда абсолютно безосновательно российскую сторону обвиняли в совершении тех или иных «актах саботажа», как говорят на Западе.
Речь в данном случае и о таких важных вещах, как взрывы на «Северных потоках». Поэтому вторая цель подобных мероприятий — это использование провокаций для идеологического обеспечения тех или иных оперативных планов.
Что касается того, что у военных называется театром военных действий или оперативным театром, то в последнее время на Западе выходит на первый план вопрос, каким образом снизить потенциал России по обеспечению своих возможностей. Не только военных и оперативных, но и экономических. Поскольку в данном случае речь идет о том, что конфликт рассматривается в более широком контексте.
«СП»: Санкции ведь тоже для этого вводятся?
— Разумеется. Снижение экономических возможностей России давно является целью западных государств. И это часть санкционной войны. А если санкций недостаточно, то здесь все средства хороши, и можно прибегать к другим способам, чтобы снизить, во-первых, экономические и логистические возможности России. Во-вторых, чтобы усилить неуверенность оппонента в надежности тех или иных логистических цепочек. Что в общем-то и делается.
«СП»: Патрушев говорит о Балтийском регионе, что он сейчас тревожный…
— На самом деле, уже давно в различных проработках натовских сценариев обеспечения контрдействий в отношении России рассматривался сценарий «зоны запрета доступа»: Anti-access/area denial или A2/AD.
Речь о том, что Россия обладает потенциалом, который позволял в определенных регионах как минимум затруднить, а, может быть, и не допустить развертывание сил и средств НАТО при определенных сценариях ведения не только военных действий, но и проведения оперативных мероприятий усиления.
И главными территориями в этом смысле считались как раз Балтийское море и Черноморский регион.
Естественно, рассматривались любые способы и средства для того, чтобы каким-то образом пробить эти российские возможности сдерживания альянса. Поэтому и нынешние действия следует рассматривать в этом же ключе.
«СП»: Можете пояснить?
— Кажется, что теперь со стороны натовских стран предпринимаются усилия, направленные не только на то, чтобы снизить возможности России по сдерживанию НАТО. Но и направленные на то, чтобы развернуть ситуацию в обратную сторону.
То есть обеспечить для Североатлантического блока возможности, которые позволяли бы сдерживать потенциал развертывания Российской Федерации.
Однако для того, чтобы это делать, у НАТО ресурсов недостаточно. Необходимы, говоря простыми словами, учения, а что будет, если… А как это повлияет…
И в этом смысле различного рода диверсии и провокации, с точки зрения возможностей разрыва логистических цепочек и снабжения, конечно, имеют очень серьезное значение для более широких мероприятий военного планирования.