
Президент США Трамп выступит ориентировочно в 19 часов по Москве с заявлением, общий смысл которого пока держится в тайне. О самом факте, что заявление последует, сообщил Белый Дом.
В то же время в Конгрессе США началось обсуждение вопроса о приглашении России в блок НАТО. Об этом, в частности, рассказал американский конгрессмен Мэтт Гетц по телевидению.
По мнению политика, идея о членстве России в НАТО давно обсуждается в политических кругах, и это решение могло бы снять те противоречия, которые существуют между Москвой и Вашингтоном. По словам конгрессмена, Трамп ознакомлен с данной идеей народных представителей.
О том, что же сегодня расскажет американский президент, и насколько близка Россия к тому, чтобы присоединиться к блоку НАТО, «Свободной Прессе» рассказала руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлёва.
«СП»: Виктория Юрьевна, чего нам сегодня ожидать от выступления Трампа, и насколько близко Россия приблизилась к НАТО?
— Мы не гадалки, чтобы предсказывать содержание выступлений Трампа. Но понятно, что сроки для мирного урегулирования между Россией и Украиной, которые он объявляет, постоянно сдвигаются.
Например, Трамп загадывал встречу Путина и Зеленского на 22 августа. И вот оно настало, а ничего не произошло. Скорее всего, Трамп повторит свой тезис о том, что он содействует организации такой встречи, и что, возможно, применит какие-то санкции против России и откажет в финансовой помощи Украине, если руководители двух стран не пересекутся.
То есть можно ожидать от Трампа обычный лист угроз и обещаний, потому что он хочет педалировать весь этот процесс и не позволить ему застрять.
Что касается России в НАТО, сомневаюсь, что Трамп станет реагировать на каждое заявление конгрессмена. Скорее всего, президент США оставит слова Гетца без комментариев.
Это, конечно, прикольно, что в США появились конгрессмены с такими свежими идеями, я такого не припомню. Было много лет назад предложение от Путина о вхождении России в НАТО, но его не приняли.
Трамп, конечно, испытывает большую любовь ко всяким фриковским заявлениям, наподобие Гетца, и даже может сказать: «А что, любопытная идея», но это ничего не будет означать. Вступление России в НАТО — это слишком, даже для Трампа.
Россия уже очень далеко ушла от того момента, когда Путин предлагал включить нашу страну в НАТО. Отношения России и Запада с тех пор в значительной степени пересмотрены обеими сторонами.
«СП»: После предложения Путина о включении России в НАТО, всё же было принято некоторое промежуточное решение о создании Совета Россия-НАТО. Возник неформальный союз двух сил. Возможно ли такое сейчас?
— Мне кажется, что Совет Россия-НАТО было бы хорошо возобновить с учётом возможного процесса урегулирования между Россией и Западом. Потому что все такие консультационные советы никому не причиняют вреда, но из их деятельности можно извлечь пользу для поддержания диалога.
Насколько это возможно сейчас — не знаю. Дело в том, что в НАТО не всё решает только Трамп. Предполагаю, что вопрос о создании такого совета будет вторичным по сравнению с заключением какого-то мирного соглашения между Россией и Украиной.
«СП»: А на какой основе может возникнуть мирное соглашение Москвы и Киева, если ВСУ частично оккупировали территории новых регионов России?
— Территориальный вопрос — один из самых принципиальных. Если Киев не признает принадлежности новых регионов к Российской Федерации, никого мирного урегулирования быть не может.
Это — самая важная тема, по которой нет согласия между Москвой и Киевом, и несмотря на всё желание Трампа это быстро ускорить, я подозреваю, Россия ничего не уступит. И до тех пор, пока мы продвигаемся на фронте, идти на уступки должен только Киев, — резюмировала Виктория Журавлёва.
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов, в свою очередь, предполагает, что заявление Трампа вообще никак не будет связано с Россией и Украиной.
— Трамп, скорее всего, выступит про Венесуэлу, и эта история к нам никакого отношения не имеет. А Гетц воспринимается в США, как полностью дискредитировавший себя придурок, и комментировать его высказывания нет смысла.