Европейская комиссия опубликовала новый Атлас Земли, показывающий, как за последние 50 лет изменился климат, какие города прекратили своё существование, а какие возникли вновь.
Комментарии к атласу предсказывают дальнейшую судьбу планеты. Если верить прогнозам, может погибнуть даже несколько мегаполисов. В частности, среди городов-смертников называются Токио, Гуанчжоу, Шанхай и Дели.
С помощью спутников и технологий геоинформации исследователи собрали данные о том, как распределено население. Выяснилось, что уже около половины жителей Земли проживает в крупных городах. Деревень и посёлков становится меньше.
Рост населения планеты сократился. Сейчас Землю населяют менее, чем 8 млрд человек, хотя, согласно прогнозам десятилетней давности, землян к 2024 г. должно было насчитываться около 9 миллиардов.
Про Россию в атласе сказано скупо. Отмечается лишь урбанизация — сокращение деревень и переезд людей в районные и областные центры.
О том, как Атлас оценивается в России и какие выводы наша страна может сделать из этого исследования, основанного на фотографиях из космоса, «Свободной Прессе» рассказал депутат Госдумы Анатолий Вассерман.
«СП»: Анатолий Александрович, изготовленный в ЕС Атлас Земли представляет интерес? И есть ли у нас свой аналогичный атлас?
— У нас такого атласа нет. Этим, теоретически, должны заниматься в Академии наук и в ведомствах Мишустина.
Но и большой необходимости нет у нас в таком атласе. Еврокомиссия, создавая свой продукт, хочет преподать информацию о том, что найдено и потеряно за полвека, с целью извлечения политической и материальной выгоды.
«СП»: В чём эта выгода?
— Прогнозы о глобальном потеплении, спровоцированном парниковыми газами, носят нечестный, мягко говоря — вороватый характер.
Ещё в 1909 году американец Роберт Вильямс Вуд доказал, что парниковые газы не разогревают планету, а охлаждают её. Исследования этого учёного предпочти забыть, но никто не опроверг.
Вся нынешняя истерика по поводу парниковых газов — голимая липа. Смысл этой истерики в том, чтобы заставить страны, в которых есть материальное производство, платить тем, у которых такого производства нет.
Страны, которые ничего не производят, а только печатают доллары и евро, хотят сэкономить на бумаге и покупать ещё дешевле, и поэтому используют эту подлость с квотами на выбросы.
Созданы международные структуры, которые занимаются этой подлостью, и принуждают платить производителей за углекислотные сертификаты.
«СП»: С парниковыми газами, или без них, но меняются как климат, так и степень агломерации. Это связанные процессы?
— В России процесс переселения людей из деревни в город никак не связан с климатом. Климатические изменения, происходящие на планете, нашей страны касаются со знаком плюс, но в не очень большой степени. Почвы для земледелия у нас немножко расширяются, уходя на север. Но персики на Таймыре всё равно расти не будут.
Переселение связано с тем, что производительность труда в сельском хозяйстве заметно выросла, поэтому потребность в крестьянах падает. Один фермер, обладающий современными технологиями, может заменить десятки крестьян или даже сотню.
Следовательно, «на земле» остаются только люди, которые хотят по-настоящему посвятить себя сельскому хозяйству, а остальная молодёжь уезжает в города. Это — естественное явление.
«СП»: Только что завершился строительный форум в Екатеринбурге. Там в ходе дискуссий прозвучали два противоположных тезиса: необходимо построить несколько новых городов в России — нужно избавляться от малых городов и переселять людей в крупные агломерации. Какой вариант будет выбран в итоге?
— Существует мнение, что к востоку от Урала неизбежно появление нескольких новых городов, связанных с месторождениями полезных ископаемых. Это возможно на Тастыгском месторождении лития в Тыве, в других местах.
Но только ради добычи города не строят. Нужно очень внимательно посчитать: что будет дешевле — работать вахтовым методом и транспортировать сырье в регионы, где уже налажена переработка, или строить город, который это сырьё будет перерабатывать сам, на месте.
Норильск стал городом потому, что логистика говорила: вывоз никелевых силикатов слишком дорог. Из сырья выходит мало металла, поэтому никель нужно вырабатывать из руды на месте добычи. И тогда тоннаж перевозки сократится примерно в 100 раз или больше.
Норильск поставили на месте, где обеспечить нормальную жизнь людей очень сложно, но сделать это было всё-таки дешевле, чем обеспечить перевозку больших объёмов сырья.
Поэтому в каждом конкретном случае будут считать, что выгоднее: вывозить полезные ископаемые, или перерабатывать на месте.
Но я надеюсь, что доживу до момента, когда за Уралом появятся хотя бы два новых города.
«СП»: Самый большим городом мира стал Чунцин, которого 25 лет назад просто не было на карте. Там существовало небольшое поселение с трехтысячелетней историей, но не более того. Теперь это — 40 миллионов жителей, а площадь города уже превысила размеры Австрии. И там нет полезных ископаемых, откуда берутся такие города?
— Строительство каждого города начинает власть. И она в состоянии сделать так, чтобы на работу в этом городе приехали десятки тысяч людей. Но — не миллионы.
После того, как построены первые улицы этого города, его развитие становится стихийным. Если он стал местом притяжения — туда люди поедут сами. Если город не стал таковым, то только первые улицы там и останутся.
Чунцин задумали как город — автомобильный завод. Что-то вроде Набережных Челнов или Тольятти. А потом этот город стал местом притяжения всей провинции Сычуань, всего юго-запада Китая.
Туда поехали, с одной стороны, люди с рабочими руками, с другой — люди с бизнес-планами по строительству жилья и новых производств, созданию рабочих мест. Город стал разрастаться относительно стихийно. Думаю, что правительство КНР само не ожидало, что получит именно в этом месте самый большой город не только своей страны, но и мира.
Работы по строительству автомобилей обросли большим количеством других занятий, и новые проекты стали втягивать всё больше людей.
Власть может построить город до размеров Норильска, но до размеров Чунцина город начитает расти уже сам, стихийно.
«СП»: Вернёмся к Атласу Земли. Чем закончится глобальное потепление?
— Тёплая волна, которую мы наблюдаем, сменится прохладной не позже, чем через 40 лет. А многие учёные говорят, что уже сейчас потепление стало заканчиваться.
Таких якобы «глобальных потеплений» было множество и будет не меньше. Современные исследования геологических пород и археологических находок показывают, что 1000 лет назад летняя температура в наших широтах была выше, чем сейчас, на 5 градусов, как минимум. И тогда ничего значимого не затонуло.
Сейчас определённая опасность есть для Нидерландов, но она связана не с потеплением, а с недочётами в строительстве ограждающих плотин. Это будет исправлено.
И уж тем более враньё — что Токио или Шанхай погибнут.
«СП»: А что будет с нашими городами, которые стоят на сваях, вбитых в вечную мерзлоту, если потепление продолжится ещё 40 лет?
— Если в этих городах будут люди, то они не дадут своим домам упасть.