Блестящие от блесток и пота, двигающиеся под знойные ритмы самбы, тысячи артистов танцуют на проспекте Рио-де-Жанейро во время знаменитых карнавальных парадов бразильского пляжного города.
С причудливыми платформами, грохотом барабанных партий и легионами танцоров в ярких, бросающихся в глаза костюмах… 12 школ самбы соревнуются за заветный титул чемпионов карнавала в течение двух ночей.
Вход на место парада «каждый раз вызывает у меня мурашки по коже», — поделилась Дебора Мораес де Соуза, 53-летний врач, выросшая в бедном районе Сан-Гонсалу и уже десять лет выступающая со своей школой самбы в Порту-да-Педра.
«Доходишь до конца улицы и говоришь себе: „О, все уже закончилось? Я хочу еще!“ Все двигаются, все счастливы», — призналась она.
Известный тренер по фитнесу Николь Стин призналась, что самба — один из самых сложных танцев, которые ей приходилось изучать. Она два года посещала онлайн-занятия и начала заниматься во время карантина из-за COVID.
«Избегайте оставаться в одиночестве в толпе, отдавайте предпочтение баночным напиткам, а не коктейлям, потенциально содержащим наркотики, сканируйте QR-код, чтобы получить доступ к экстренным ресурсам» — с таких советов женщинам начинается сезон Карнавала в Рио.
«Сидаде маравильоса», или чудесный город Рио, официально открыл свой символический фестиваль, став ареной бесчисленных уличных вечеринок, традиционных «блоко», которые могут собрать сотни тысяч людей. Но у всех радостных танцев, вечеринок и музыки есть темная сторона: рост случаев сексуальных домогательств и изнасилований.
Недавнее исследование, проведенное исследовательским институтом «Локомотива» показало, что 73% женщин в Бразилии опасаются подвергнуться сексуальным домогательствам во время публичных торжеств. Январский опрос 1500 человек показал, что 50% опрошенных женщин заявили, что подверглись той или иной форме агрессии на предыдущих карнавалах.
Объяснение простое: алкоголь и мужественность, рассказала Эрика Паес, специалист по женской безопасности. «Мужчины верят, что у них есть права и власть над женским телом», — сказал Паес, который также является чемпионом мира по смешанным единоборствам (ММА).
Она создала и координирует программу правительства штата Empoderadas (Empowered), которая недавно удвоила свои усилия по информированию женщин о том, как оставаться в безопасности и — если они стали жертвами насилия — где найти помощь.
«Осведомленность сегодня — лучшая защита женщин, поэтому они знают, что могут стать жертвами насилия и что им есть к кому обратиться за помощью», — сказал Паес. — Информация — сила. В декабре Бразилия одобрила закон «Нет — нет», который установил обязательный протокол в развлекательных заведениях для защиты жертв насилия, поощрения подачи жалоб и сохранения возможных доказательств.
Закон был основан на протоколе «No Callem» («Мы не будем молчать») в каталонском регионе Испании, который позволил привлечь к суду бразильского футболиста Дани Алвеса после того, как его обвинили в изнасиловании женщины в ночном клубе Барселоны. Он отверг обвинения.
«Давайте будем распространять жизненно важную информацию и укреплять идею о том, что если кто-то говорит „нет“, это является преследованием», — заявила в своем заявлении Джойс Триндаде из Женского секретариата префектуры Рио. Ее группа отвечает за кампанию «Carnaval+Seguro» («Карнавал+Безопасность»). В этом году в ключевых местах появятся пункты ухода за женщинами, подвергшимися нападению или чувствующими себя в опасности. А QR-коды на четырех языках с информацией о том, как найти помощь, размещены во многих общественных местах.
Члены команды Empoderadas также будут присутствовать в некоторых автобусах, трамваях и вагонах метро, которые во время карнавала могут быть очень переполнены. Они предлагают одно важное правило: если вы собираетесь выпить — то только в компании друзей.
«К сожалению, иногда поджидает опасность», — говорит Паес. Правительство Бразилии запустило собственную кампанию в защиту женщин. Так, во время карнавала, в северной части Рио девушки, одетые в фиолетовые блестящие платья раздают стикеры и веера с лозунгами вроде «Уважай девушек» и «Нет значит нет».