Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Книга Сатаны: Можно ли одну овцу постричь дважды?

Герман Садулаев о том, как усилия чиновников собирать больше налогов с помощью нового цифрового реестра могут дать противоположный эффект

4104

Несмотря на возражения оппозиционных партий Госдума быстренько приняла ещё один закон: об едином электронном реестре граждан. Реестр объединит сведения МВД, ФОМС, ФСС и так далее, а вести его будет ФНС (Федеральная Налоговая Служба). Официально говорится о том, что реестр поможет оказывать гражданам государственные услуги. Но все понимают, что главная цель и задача другая: налоговый контроль за доходами граждан. Государство с помощью нового реестра надеется увеличить начисление и собираемость НДФЛ (налога на доходы физических лиц).

Здесь уместно поговорить о том, какие бывают налоговые системы. Есть две базовые модели налогообложения. Первая делает акцент на налоги с корпораций, с бизнеса, граждане платят свои налоги тоже в основном через организации, в которых они работают, внимание к индивидуальному налогообложению физических лиц в этой модели невысокое. Налоговые органы проверяют и контролируют в основном бизнес-субъекты, компании и корпорации. Такое отношение к налогам характерно для стран с так называемой «континентальной» системой права. Вторая модель, напротив, делает акцент на налоги с граждан, так как все доходы корпораций рано или поздно становятся чьими-то личными доходами, вот тут их и надо постричь по полной программе. В этой модели внимание к индивидуальному налогообложению предельно высокое, граждане, как правило, обязаны сами сдавать декларации и уплачивать налоги, ответственность очень жёсткая. Зато корпорации и бизнес имеют множество льгот и иногда даже возможностей вести дела вообще без корпоративных налогов, либо при минимальном налогообложении. Это характерно для стран с так называемой «обычной» или прецедентной, островной системой права.

Читайте также
Сыщиков отправили за решетку, педофилу смягчают статью: Авторитет правоохранительной системы России вновь подорван Скандал в Новгородской области показал, даже оперативники уголовного розыска рискуют быть перемолоты системой

Конечно, модели условны, каждая реальная страна воплощает в себе тот или иной «суповой набор» из элементов континентальной и обычной систем права и, соответственно, налогообложения, но, как правило, ориентация заметна. Причём, например, «континентальная» Эстония ориентируется, скорее, на «островную» Англию, чем на Германию. Но это всё теория. В реальной жизни бывает так, что государства «жадничают» и начинают усиленно собирать налоги и с граждан, и с корпораций. Такое случается не только в России, но наверняка и где-нибудь ещё, но нам другие страны не указ, нам бы со своей разобраться.

Так вот, Россия в советское время развивалась как страна «континентального» права, по условной германской модели, и достигла больших успехов в правовом регулировании. В «сталинские» времена граждане были обязаны платить довольно много налогов, например, если у них было своё хозяйство в селе. Но в «брежневские» времена «развитого социализма» фактически почти никто ничего не платил. Налоги уплачивались организациями с зарплаты, а граждане отдельно никаких деклараций, как правило, не сдавали и никаких налогов не уплачивали.

После «перестройки» и отказа от социалистического строя попытались внедрить и элементы «обычного», то есть, английского права, такие, как траст. Но они не прижились. Страна стала капиталистической, но оставалась «континентальной» по правовой ориентации. В налогообложении основной упор делался на предприятия, организации, на «юридические лица». Физические лица уплачивали (и уплачивают) свой главный налог (НДФЛ), как правило, через организации, в которых они работают. Организации являются «налоговыми агентами», они ответственны за правильный расчёт и уплату НДФЛ своими работниками. Фактически организации просто вычитают сумму налога из зарплаты и уплачивают его в бюджет вместе с прочими своими налогами, а работники получают деньги на руки уже «чистыми», без налогов. Сравнительно небольшое число граждан самостоятельно заполняют налоговые декларации и уплачивают НДФЛ.

Видимо, налоговое ведомство решило, что в этом и состоит резерв для увеличения сбора налогов, Клондайк, «люди — новая нефть». Захотели проконтролировать вне-зарплатные доходы граждан, заставить граждан сдавать декларации и уплачивать НДФЛ со всех доходов. В принципе, эта идея формально законная и, возможно, «продуктивная». Надо только учесть несколько моментов.

Читайте также
Балаклава — советская Атлантида Под Севастополем в тихой балаклавской бухте расположен один из самых секретных объектов Советского Союза — подземная база подводных лодок.

Во-первых, следует обратить внимание на экономическую целесообразность усиления контроля за уплатой НДФЛ. Весьма возможно, что гоняться за каждой бабушкой, чтобы она задекларировала доход от продажи с ящика у метро пучка зелени, выращенного на балконе, и уплатила с этого дохода НДФЛ, выйдет бюджету гораздо дороже, чем те копейки, которые можно будет «отжать» у бедной старушки. Как правило, дороже. И именно поэтому делается акцент на сборе налогов с бизнеса. Не от доброты государственной, а потому что обязать бабушек сдавать декларации сложнее и дороже. Это просто невыгодно государству. Тем более в странах, где у людей нет сформировавшейся привычки к составлению годовых деклараций, и за пару лет эту привычку в культуру внедрить невозможно.

Во-вторых, понятно, конечно, что хочется и там собрать денег, и здесь собрать денег, но так это не работает. Усиление контроля за НДФЛ должно сопровождаться ослаблением налогового гнёта на предприятия. Вы не можете одновременно давить на сбор налогов с граждан и на сбор налогов с бизнеса. То есть, по жадности своей вы, конечно, можете попробовать, но «давилка» сломается. Надо понимать, что «деньги бизнеса» и «деньги людей» — это одни и те же деньги. Их не становится в два раза больше от того, что мы смотрим на них с двух разных сторон. Если мы пытаемся «постричь» деньги сначала как «деньги бизнеса», а потом те же самые деньги второй раз «постричь» как «деньги людей», то во второй раз к нам на стрижку могут привести уже остриженную овцу. Шерсть на овце одна, даже если в нашей «статистике» она проходит по двум разным параграфам. Так же и деньги.

Читайте также

Двойное и множественное обложение одного и того же дохода налогами может привести к арифметической несуразице, когда на реальные 100 рублей дохода начисляется в сумме 110 рублей налогов. Понятно, что со 100 рублей дохода невозможно заплатить 110 рублей налогов. И часть экономики арифметически неизбежно переходит в «серую» зону. То есть государство непродуманной налоговой политикой само провоцирует стремление граждан и организаций уклониться от налогообложения. Это системная ошибка и ужесточение санкций только загоняет ситуацию в тупик.

Мы уже платим дважды, трижды и четырежды. Например, если человек имеет организацию малого бизнеса на упрощённой системе налогообложения и сам в ней работает, то сначала он с дохода заплатит налог на прибыль как субъект бизнеса. А потом, прежде чем получить на руки заработанные деньги в качестве дивидендов, он с тех же денег уплатит НДФЛ. А с зарплаты не только НДФЛ, но и взносы в фонды. При том, что в процессе покупки товаров для потребления он уплатит ещё и НДС, и акцизы, и никто не освобождает его от транспортного налога и так далее. В общем итоге значительная доля денежного оборота постоянно изымается государством в качестве платежей в бюджет. И это порождает отдельную проблему: недомонетизацию экономики. То есть, деньги как бы есть. Но они в бюджете. И денег как бы нет.

Недомонетизация выгодна только банковской системе, которая «домонетизирует» экономику осуществляя «эмиссию» кредитных денег, не существующих в природе, под ростовщический процент. Надуваются «пузыри» и рано или поздно случается «кризис». А всё от чего? От жадности. Жадность государства порождает бедность и для государства, и для народа. Только некоторые «хитроумные» деятели наваривают себе на этом немыслимый «гешефт».

Читайте также
Произошёл троллинг: Политологи об обмене аппаратами ИВЛ между США и Россией Почему США открещиваются от российских аппаратов ИВЛ и шлют Москве свои

Прежде, чем затягивать гайки, а вернее, удавку на шее народа, прежде, чем усиливать налоговый контроль, надо убедиться в том, что сама система налогообложения разумна и целесообразна. Усиление контроля за соблюдением безумных неисполнимых налоговых правил порождает не повышение сбора налогов, а массовый правовой и налоговой нигилизм, расшатывающий основы государства. То есть, элементарно можно «сорвать резьбу».

Сначала надо хорошенько подумать и понять: мы действительно хотим перенести акцент с налогообложения бизнеса на налогообложение граждан, презрев и похерив вековой российский опыт? Далее, ставка НДФЛ неизбежно должна стать прогрессивной. Граждан с небольшими доходами надо освободить от налога, а с богатых получать по высокой ставке. Богачей и контролировать есть экономический смысл: продажа яхты или особняка не совсем то же самое, что продажа пучка петрушки. Поборы с трудовых доходов в виде так называемых «взносов во внебюджетные фонды» надо сократить. Ставку НДС снизить, а в перспективе отменить вредный для экономики НДС. Отменить всяческие беззаконные «Платоны».

В общем, налоговой системе России нужна выверенная реформа, а не составление очередной электронной «крепостной книги», «книги сатаны», не чипирование и куар-кодирование несчастных стремительно беднеющих граждан.


Публикации Германа Садулаева на «Свободной Прессе»:

Дистанционная демократия: Когда законы пишут двоечники

Руссо туристо и его моральный облик

Первый русский Крымский поход

Могила НДС

Последние новости
Цитаты
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня