Петербургский международный экономический форум стартовал. А до того пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков анонсировал важное выступление президента на форуме. По его словам, оно будет касаться санкций и экономики.
Что мы имеем по факту на сегодняшний день? Президент провел ряд совещаний по основным направлениям экономики и почти по всем дал поручения об актуализации или разработке новых документов, стратегий. Причем срок подготовки документов по многим отраслям был до 1 июня 2022 года.
Например, Владимир Путин поручал до 1 июня текущего года обновить Стратегию развития отечественной металлургии, рассчитанную до 2030 года. Новостей об этом нет.
Или вот самое наболевшее — «с учётом новых тенденций в сфере авиаперевозок прошу правительство до 1 июня утвердить комплексную программу развития авиатранспортной отрасли, рассчитанную до 2030 года». И где она?
Может, конечно, где-то глубоко и лежат эти документы. Но вопрос, согласитесь, есть.
Но даже не это самое главное.
После начала военной операции на Украине многие ведущие экономисты, ученые высказывались в том духе, что не было счастья, да несчастье помогло. Они надеялись на то, что ситуация заставит власти трезво посмотреть на обстановку. Заставит оценить, что есть, понять, что надо делать и начать двигаться вперед. Это и могло, точнее, должно было стать структурной перестройкой экономики.
Но что мы увидели? Раздачу денег, льгот и поблажек. Это и есть импортозамещение?
Глава Минпромторга России Денис Мантуров на днях на полном серьезе заявил, что все планы по импортозамещению были выполнены. «Ровно в тех параметрах, которые изначально были заложены», — сказал министр.
А глава «Ростеха» Сергей Чемезов считает, что «мы на высшем уровне проводили техническое перевооружение и могли быстро создавать новые продукты: самолеты, вертолеты, автомобили, медицинские приборы, фармацевтические препараты
Как только грянули санкции, было принято решение об обязательной продаже экспортерами 80% валютной выручки. Потом эту меру смягчили — экспортеры обязаны были продавать только 50% выручки.
Чем бы ни объяснялось это решение — что укрепление рубля вредит бюджету, что в стране может начаться «голландская болезнь», что нужно таким образом платить за так называемый параллельный импорт — это решение опасно для страны.
«Голландская болезнь?» Да, была у кого-то когда-то такая. Но России она не грозит при всем желании. Все эти средства от продажи ресурсов за рубежом не то что могли, они должны были пойти на развитие нашей собственной экономики. У нас что — нечего строить?
Кстати говоря, накануне ПМЭФ неплохое заявление сделал глава ВТБ Андрей Костин. Он сказал, что вся наша российская банковская система была вторична изначально, нас за равноправных игроков никто всерьез никогда не держал. А теперь есть шанс изменить все. И что банки должны принять самое активное участие в структурной трансформации экономики, помочь производству.
«Все это требует значительных долгосрочных финансовых ресурсов. При этом нам не на кого рассчитывать, кроме самих себя», — резюмировал Костин. И он прав — все так и есть. Задача банков — помочь экономике, производству.
Сегодня мы хвастаемся курсом рубля, невысоким уровнем безработицы, какой-то мнимой стабильностью. А завтра — что? Об этом кто-нибудь задумался? За счет чего, как будем жить, как развиваться?
Но нет. Специальная военная операция далеко не всех отрезвила. Выходит, что в целом ситуация в мире, в мировой экономике изменилась, а экономика России движется прежним путем: ресурсы — продавать, товары — покупать.
По продаже срочно идет переориентация на другие рынки. К примеру, Россия только за первый квартал этого года поставила угля в Индию в объемах более 40% от объемов за весь прошлый год. А по ввозу уже вовсю заработал так называемый параллельный импорт. Согласно отчету Росаккредитации, в РФ уже зарегистрировали поставку продукции 75 товарных групп из Германии, Италии, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран. Среди номенклатуры — продукция «Apple», «Sony», «Samsung», «Bosh» и др.
Уже давно известно, что в стране нет самого главного документа — Стратегии социально-экономического развития РФ, в которой должна быть оценка текущей социально-экономической ситуации, поставка целей и задач. Как говорит государственный советник Якутии Вячеслав Штыров, «Стратегия национальной безопасности у нас имеется. С горем пополам была принята научно-техническая стратегия, раскритикованная научным сообществом. А стратегии социально-экономического развития нет вообще. Но, несмотря на это, пишется масса отраслевых и территориальных стратегий и планов, которые не стыкуются между собой, существуют сами по себе».
И вот это всё больше тревожит.