Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Отлетались: Как похоронили программу «1000 самолетов»

Мы — авиационная держава, но проблему с авиадвигателями почему-то не можем решить с царских времен

14326
Отлетались: Как похоронили программу "1000 самолетов"
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Материал комментируют:

Планы создания собственной авиации в России, похоже, откладываются на неопределенное время. В стране откажутся от создания 1000 самолетов к 2030 году.

Эту программу и так периодически передвигали вправо, и надежды на ее реализацию таяли, как шагреневая кожа. И вот наконец тысяче будущих самолетов был вынесен вердикт: «В ходе аудита консультанты пришли к выводу об отсутствии „экономически оправданного спроса“ на них».

Сроки выпуска отечественных самолетов меняли регулярно. Последний график выглядел так. План выпуска первых импортозамещенных «Суперджет 100» сдвинули с нынешнего года на 2026-й. При этом обещали выпустить сразу 30 машин. Первые МС-21 хотели поставить в этом году, но перенесли на 2025-й. Поставки самолета Ту-214, который был разработан аж в 80-х годах прошлого столетия, тоже скорректировали. И в этом году мы должны получить наконец один такой самолет.

Читайте также
Безопасность полетов на пределе: Многие «Суперджеты» проще ставить к забору Безопасность полетов на пределе: Многие «Суперджеты» проще ставить к забору Если активно не работать над собственными самолетами и запчастями — летать без риска для жизни нам осталось считаные годы

А как все хорошо начиналось… Правительство утвердило программу развития авиастроения до 2030 года еще в 2022 году.

Она подразумевала производство 1081 самолета и начало поставок в 2023 году. Этой весной планируемое число воздушных судов сократили до 994. Парк зарубежных самолетов, по прогнозам Минтранса, должен был сократиться с 738 в 2022 году до 319 штук в 2030-м.

Все чаще звучало: если срочно не начать производить собственные самолеты, парк зарубежных бортов неминуемо будет сокращаться, и безопасность полетов гарантировать будет невозможно.

Группа консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти» по поручению правительства начала аудит на заводах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»), где производятся самолеты SJ-100, МС-21, Ил-114 и Ту-214. Во время проверки консультанты рекомендовали пересмотреть количественные показатели и сбалансировать «экономически оправданный спрос и планы по производству воздушных судов».

За кадром читалось: на массовый выпуск собственных самолетов рассчитывать больше не стоит. По крайней мере, в ближайшее время.

Почему аудит сделал такие заключения? С таким вопросом мы обратились к исполнительному директору агентства «Авиапорт» Олегу Пантелееву.

— Аудит выявил несоответствие между количеством самолётов, указанным в Комплексной программе развития авиаотрасли, и реальным спросом на лайнеры, который выражен в договорах, подписанных с авиакомпаниями или лизинговыми компаниями, на поставку этой авиатехники.

Фактически Комплексная программа содержит оценки, сколько самолётов или вертолётов нужно гражданской авиации в целом: столько дальнемагистральных, столько среднемагистральных, столько для региональных и местных авиалиний. А авиапромышленность, в свою очередь, подтвердила, что она способна выпустить столько-то самолётов такого типа, столько-то — другого типа, столько-то двигателей.

«СП»: Но если до сих пор на какие-то самолёты не подписаны контракты, это ведь не значит, что авиакомпаниям не нужны самолёты такой размерности, класса, типа?

— Им нужны сотни машин на замену «Боингов» и «Эрбасов». Но главное — нужна техника безопасная, комфортная, способная много летать. И что также очень важно — по конкурентоспособной цене, потому что и Президент РФ Владимир Путин, и экс-министр промышленности и торговли РФ (теперь — первый вице-премьер правительства РФ) Денис Мантуров обещали, что переход на новую отечественную авиатехнику не должен привести к существенному росту цен на полёты.

А аудит выявил несоответствие количества самолетов, указанных в комплексной программе, числу законтрактованных лайнеров.

Это не значит, что авиакомпаниям не нужны самолеты. Многие авиакомпании ждут, когда товар, в данном случае самолеты, им покажут, что называется, лицом. И тут есть некий негативный опыт. «Аэрофлот» еще в 2005 году законтрактовал определенное количество «Суперджетов» еще до первого полета. Впоследствии «Супердженты-100» показали себя не лучшим образом.

«СП»: То есть в ближайшее время мы будем летать на импортных самолетах, которые пока есть в нашем авиапарке?

— Во всяком случае речи о сокращении рейсов не идет. Какие самолеты будут «на крыле» — решат сами авиакомпании. Если построят конкурентоспособный по цене и характеристикам самолет, сравнимый с теми импортными бортами, что мы сейчас используем, — тогда будет дан «зеленый свет» и нашим производителям.

Почему столько претензий к отечественным самолетам?

У каждого из них — своя история.

К примеру, «Суперджет-100″ с российско-французским двигателем», попав под санкции, практически не поддается ремонту. У МС-21 — другие проблемы.

Оказалось, что он фактически наполовину состоит из импортных комплектующих, вплоть до импортного масла. Но их клятвенно обещали заместить отечественными аналогами.

Минпромторг обещает, что в 2025 году появится аж 40 собственных бортов. Вы верите в эту цифру? С таким вопросом мы обратились к основателю сервиса безопасности полетов RunAvia Андрею Патракову.

Читайте также
Главной целью ВСУ был прорыв к Курской АЭС Главной целью ВСУ был прорыв к Курской АЭС Ядерный шантаж со стороны Украины — не лучшая идея для спасения киевской власти

— К сожалению, не верю. Мне кажется, здесь даже не надо быть специалистом, чтобы все понять. Сначала МС-21 обещали в 2017 году, сейчас у нас лето 24-го, а самолет до сих пор не изготовлен. Причина одна: у нас на сегодня отсутствуют запчасти для иностранных самолетов.

«СП»: Но ведь такая же история и с новыми отечественными самолетами, которые только находятся в разработке на стадии сертификации.

— К ним тоже понадобилось большое число иностранных компонентов. И в один щелчок заменить их очень сложно. Могу привести в пример. До сих пор в России разрабатывается такой специальный блок, который отвечает за системы против столкновения в воздухе. Так вот эту систему разрабатывают уже лет 12.

А ведь нет одного компонента — все, самолет не летает. Можно, конечно, но это небезопасно. Поэтому на сегодня стоит проблема не собрать самолет, а сделать для него компоненты.

«СП»: Какие сроки вы могли бы обозначить для начала выпуска серии отечественных самолетов?

— Пока что я не вижу в ближайшие 5 лет перспективы запуска у нас в стране в серию даже нескольких самолетов.

«СП»: С чем связано отставание нашей авиации? Ведь Россия — авиационная держава с большой историей, мы всегда гордились нашими Ту, Ил, Ан…

— К сожалению, есть проблемы с авиационными двигателями. Они у нас со времен царской России. Мы всегда их импортировали. При этом в военной промышленности у нас есть достижения мирового уровня. Я считаю, что наши истребители, возможно, лучшие в мире. Но такой вот перекос на военную область привел к тому, что у нас сегодня фактически тупик с собственными гражданскими самолетами.


СМОТРИТЕ ВИДЕО В СП-ТВ

Прямые ссылки передачи в VK, RUTUBE, YouTube. Смотрите все передачи СП-ТВ.


Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня