Начало строительства отечественных самолетов уже несколько раз переносилось. Сначала называли 2023-й и 2024-й, теперь прозвучали новые сроки выпуска: 2026−2027 годы. Сегодня в России уже открыто заявляют о провале программы выпуска гражданских самолетов.
В 2023 г., напомним, правительством России был утвержден план по выпуску 1000 самолетов к 2030 году. Потом эта программа постоянно сдвигалась. Импортозамещенные Суперджеты-100 перелетели с 2024-го на 2025 год. Первые МС-21 — туда же.
Обещано 270 лайнеров, но в этом у экспертов большие сомнения. Поставки Ту-214, разработанного еще в конце 1980-х, собирались начать в этом году, но перенесли на следующий. Массовый выпуск отечественных самолетов ожидается не раньше 2027−2030-го.
Кто виноват в провале? Кто несет за это персональную ответственность? На что стоит рассчитывать в будущем? С этими вопросами «СП» обратилась к заслуженному летчику СССР, председателю комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.
— Прежде всего, правительству необходимо осознать, что его толкнули на ложный путь. Начало строительства самолетов уже несколько раз переносилось, теперь звучат 2026−2027 годы. Те, кто разработал программу, слукавили. И это мешает стране развиваться.
Началось это всё еще в 90-е. Ситуация, в которую гражданская авиация нашей страны попала впервые за 100 лет, имеет, конечно, конкретных виновников. Ещё в 1991 году «реформатором» Егором Гайдаром было объявлено, что «Запад нам поможет, я договорился с „Боингом“, что он даст любое количество самолётов».
Это было предательское, абсолютно не мотивированное заявление человека, не инженера по образованию. И оно вылилось в политику уничтожения национального самолётостроения. Понадобилось 30 лет, чтобы руководство страны осознало свою ошибку.
«СП»: Россия всегда считалась одной из великих авиационных держав. Мы сумеем наверстать упущенное?
— Еще в 1990 году мы имели в системе гражданской авиации 14 тысяч летательных аппаратов и ни одного западного. Наконец-то через 30 лет наше руководство поняло, какую ошибку совершило и в какую яму мы попали сейчас. В итоге было принято правильное решение по импортозамещению. Но мы опоздали на 30 лет.
За это время самолетостроение ушло далеко вперед. Решение было запоздалым, тем не менее на стол председателя правительства легла бумага о том, создана программа по выпуску 1000 с лишним самолётов к 2030 году. И глава правительства ее подписал.
«СП»: Как отнеслись к этой программе в профессиональных кругах?
— У нас, профессионалов, такое впечатление, что программа составлялась не авиаторами, не конструкторами, а опять какими-то «эффективными менеджерами», которые только спят и видят, когда им бюджетные миллиарды дадут, чтобы потом их «освоить». Ведь даже школьник понимает, что на 1000 самолётов нужно 2000 двигателей, а где их возьмёшь, когда ни один двигатель в массовом порядке не выпускается, а комплектующих на 1000 самолётов нужны миллионы. На коленке их не сделаешь. Нужны заводы, оборудование. А наше национальное станкостроение было разрушено теми же людьми из 90-х, стоявшими тогда у руля страны. И поэтому, чтобы не смешить специалистов дальше, эта программа начала на следующий же день после выхода смещаться по срокам вправо.
«СП»: Но ведь сама программа массового выпуска отечественных самолетов была анонсирована намного раньше…
— Да, очень хорошо помню 2011 год, тогдашний президент Дмитрий Медведев присутствовал на выкатке МС-21 и говорил: «В 2013 году мы будем летать, товарищи, граждане, на этом самолёте». Какой год сегодня? И где МС-21? И потом эту глупость повторяли все, потому что видят: раз президент такое говорит, почему бы и нам не побаловаться. И обещали: будет в 2015-м, потом в 2016-м, в 2018-м, 2020-м, 2023-м… Сейчас говорят, что в 2025-м. Почему такая цепочка? Потому что никто не понёс никакой ответственности.
Надо освобождать тех, кто согласовал эту программу — непродуманную, непрофессиональную. Директора заводов тут не при чём. А тех людей, которые согласовывали программу, всех надо снять с руководящих должностей, без права когда-либо занимать их. На месте председателя правительства я поступил бы таким образом — его подвели, чтобы он подписал эту программу, значит всех авторов этой идеи — к ответу.
«СП»: И все же кто персонально виновен в срыве сроков выпуска отечественных самолетов?
— Всех виновных повысили в должности. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров был освобожден от кураторства авиационной отраслью и повышен до вице-премьера. А бывший руководитель ОАК, Объединенной авиастроительной компании, Юрий Слюсарь теперь, с 4 ноября 2024 года, временно исполняет обязанности губернатора Ростовской области.
«СП»: В чем вы видите выход из сложившейся ситуации?
— В мобилизационной программе импортозамещения в гражданской авиации. Первое — это качество изделия, притом качество, конкурентное с другими самолётами — западными. Второе — это своевременно выполнение сроков. И третье — персональная ответственность, от токаря и слесаря до министра и члена правительства. Обещанного качества нет — долой. Вся цепочка, по чьей вине это произошло, сроки сдвинулись — всех лишать должностей. И тогда в мобилизационном режиме можно что-либо поправить.
Если этот обман тотальный будет продолжаться, мы обречены на то, что не успеем сделать нужное количество самолётов к моменту, когда все «Боинги» и «Эрбасы» выработают свой ресурс или остановятся из-за отсутствия запасных частей и механизмов.