
Почти на четверть может сократиться финансирование программы производства отечественных самолетов и вертолетов в 2025 году. Как стало известно, на проект «Производство самолетов и вертолетов» будет выделено 101,2 млрд рублей, что на 22,4 млрд меньше ранее запланированного в федеральном бюджете. С этими изменениями согласился думский комитет по промышленности, выдавший заключение на поправки к федеральному бюджету.
Если 28 мая поправки без изменений будут утверждены Госдумой, авиационная отрасль лишится 12,8 млрд рублей из ранее предусмотренных 54,7 млрд в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» и 9,6 млрд из 46,5 млрд — из-за урезания госпрограммы «Развитие авиационной промышленности».
Неназванный источник утверждает, что в первую очередь будут сокращены субсидии лизинговым компаниям, которым возмещают часть затрат на выплату процентов по кредитам для приобретения воздушных судов и субсидии авиакомпаниям для частичного возмещения расходов на обслуживание техники.
По его словам, урезание вызвано сдвигом на более поздние сроки реализации всей «Комплексной программы развития авиационной отрасли». Эта программа, как известно, была утверждена правительством страны в июне 2022 года и предусматривала поставку новых российских самолетов компаниям уже в 2023 году.
В свою очередь в «Ростехе» заверяют, что испытания новых самолетов ведутся и готовится их серийное производство, «чтобы со следующего года приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании».
Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что причин для паники по поводу сокращения финансирования отрасли нет.
— Дело в том, что некоторое время назад было объявлено, что перенос и сроки начала поставок компаниям отечественных импортозамещенных самолетов переносятся на 2026-й год.
В связи с этим напомню, что в бюджете на 2025 год, помимо финансирования самой авиационной промышленности, включая доработку самолетов до полностью импортозамещенных версий, были заложены деньги на субсидирование лизинга воздушных судов, на поддержку приобретателей самолетов. Но поскольку в этом году поставок самолетов не будет, значит и деньги на лизинг останутся невостребованными.
Соответственно ни лизинга, ни приобретателей в текущем году не будет. Поэтому все предусмотренные деньги просто перераспределяются на другие статьи.
«СП»: Есть ли повод для опасений финансирования разработок импортозамещенного «Суперджет-100» и МС-21, которые, как уверяет Ростех, вот-вот будут запущены в серию?
— Что касается завершения разработки этих самолетов, а также их испытаний, то все эти работы будут профинансированы в полном объеме. Нет, здесь нечего опасаться, в указанном случае имеет место просто своего рода констатация факта, перераспределение бюджета.
А с этими самолетами обнадеживает тот факт, что МС-21 и «Суперджет-100» в импортозамещенном виде уже взлетели, начались их испытания. А год — вполне себе адекватный срок для того, чтобы завершить всю новую программу испытаний и сертификации этих самолетов.
«СП»: Может ли банковская ставка, остающаяся довольно высокой, поставить под угрозу планы поставок компаниям новых самолетов?
— Когда речь идет о субсидировании лизинга, то, понятное дело, учитывается и ставка рефинансирования. Но, на мой взгляд, сейчас все-таки мы видим, что ставки уже не растут и даже, судя по поведению банков, они потихоньку начинают снижаться. Вполне возможно, что в следующем году субсидирование потребуется в несколько меньшем объеме, поскольку мы все-таки надеемся, что ставки кредитования будут ниже, чем в текущем.
Авиационный эксперт, кандидат технических наук, бывший конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич указал на общий экономический фон срезания финансирования.
— Мы видим, что наша экономика практически не растет. Это может быть еще не рецессия, но очень серьезное замедление. При этом продолжаются боевые действия, которые в любом случае необходимо финансировать.
Перед правительством встает вопрос о сокращении бюджетных статей. Понятно, что расходы на оборону в нынешних условиях урезать не будут. Остается социалка, инфраструктурные проекты, включая гражданскую авиацию. В упомянутом случае урежут субсидии лизингодателям.
«СП»: Не производителям…
— Самолеты, даже если их произведут, не выкатят за ворота предприятий. Они не попадут к лизингодателю, который покупает их у Объединенной авиастроительной корпорации.
У лизингодателя какие источники финансирования? Банковские кредиты и дотации. Кредиты, понятно, в силу высокой ставки брать крайне рискованно.
А дотации, они же субсидии, урезают. Вот и получается, что самолеты не дойдут до компаний, хотя по статистике производства показатели могут быть нормальные.
Подозреваю, что лица в правительстве или администрации президента, ответственные за стратегическое планирование, принимают решение из расчета на ближайшие год-полтора. Скажем, это время еще потерпеть можно. Поэтому идет сокращение социальных статей бюджета, финансирования инфраструктурных проектов. А если боевые действия будут продолжаться дольше — тогда как?
«СП»: Нельзя ли как-то пересмотреть схемы поставок техники в отрасли?
— Понимаете, кто бы из высокопоставленных деятелей чего ни говорил, но гражданская авиация у нас сегодня явно не в приоритете. Как и космос. Поэтому чиновники спокойно смотрят на то, что процесс сертификации МС-21 до конца 2025 года завершить не получится — все равно никого строго не накажут.
Напомню, что его импортозамещенную версию должны были запустить сначала в 2016 году, потом несколько раз срок отодвигали. И никто не понес наказания. Может быть, пожурили, не более. Поэтому можно и финансирование уменьшить — все равно с их точки зрения ничего страшного не случится.