«Надо убирать рынок из медицины. Медицина — это про жизни, про будущее страны...»
Ян Власов
Скоростные электрички «Финист» — импортозамещённый аналог сименсовских «Ласточек» — перестали ходить между городами Урала, не выдержав сильных морозов. Их заменят привычные кондовые «зелёные гусеницы», которым русская зима не страшна. Странно, что современные отечественные поезда оказались столь хлипкими, по сравнению с немецкими.
«Финисты» собирают на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме Свердловской области. Но с двигателем пока проблемы. Туда попадает снег, тает, застывает — двигатель не может вращаться. «Ну не тянут „Финисты“ у нас в горах. Вторую зиму проблемы, хотя и летом тоже вставали на перегонах и не раз», — цитируют местные СМИ мнение знатока вопроса.
Капризные обыватели жалуются на потерю в комфорте, беспокоясь только о том, как бы не отсидеть задницу на жёстких (возможно, деревянных) сиденьях. Между тем к перевозчику нет претензий. Ему важно в условиях форс-мажора довезти пассажиров до пункта назначения. Если и критиковать кого, то организаторов импортозамещения в отрасли.
Агония российской авиации: В бой пойдут реанимированные «старики»
Обещанные Путину «1000 самолетов к 2030 году» начинают собирать по задворкам аэродромов
Если «Финист» — это временная неудача, то до сих пор не взлетевший самолёт «Байкал», призванный заменить Ан-2 («Кукурузник») — это просто провал. Как и отечественный процессор «Эльбрус», который невозможно произвести без импортного оборудования. Превращение же китайских авто в «Москвич» переклейкой «шильдика» — и вовсе позор.
Но есть и успехи. Прежде всего в IT-сфере: Astra Linux, RuStore, МойОфис, банковский софт, Kaspersky. Показали «Сименсу» дулю и мастера питерских «Силовых машин», сумевших создать газовые турбины большой мощности. Отличился в производстве композитов «Ростатом». Успешно воссоздаётся почти утерянный семенной фонд страны.
При этом некоторые проекты трудно признать однозначно успешными или очевидно проваленными. Так, вполне летающий Sukhoi Superjet-100 оказался импортозамещён лишь отчасти. Проект МС-21 похвастался российским композитным крылом, но сам лайнер пока летает лишь на затянувшихся до неприличия испытаниях. Мессенджер Max вроде хорош, но функционал его ограничен. Ни то, ни сё.
Ясно, что процесс создания собственного производства высокотехнологичных изделий не быстрый. Но именно временной фактор сейчас очень важен. Ведь импортозамещение начато не с бухты-барахты, а как реакция на враждебное поведение западных поставщиков. Мы должны пробежать этот путь за 10 лет, иначе нас сомнут.
По мнению владельца «Россельмаща» Константина Бабкина, пока нельзя сказать, что Россия в целом сумела заместить импорт собственным производством. В реальности на смену импорту из стран Запада пришёл импорт из Китая, Индии, Турции и других стран Азии. Для успеха, считает он, требуется смена экономической политики страны.
Вспомнив слова Сталина про индустриализацию, можно вспомнить и главный принцип управления, который исповедовал генсек в аналогичный политически острый момент — «кадры решают всё». От того, насколько адекватно руководство ставит задачу, как она описана словесно, может зависеть успех.
Даже сам термин «импортозамещение», тяжёлый и бюрократический, буквально вопиет о вторичности, о скромности целей. Мол, ввозили импорт, а теперь кое-что, кое-где научимся делать сами. А если не научимся, то и ладно? Тут нет места прорыву, победе. Не лучше ли сразу говорить о развитии национальной индустрии? Об экспансии в мир?
Кажется, наверху поняли это. Осенью 2025 года правительственная Комиссия по импортозамещению была преобразована в Комиссию по промышленности.
Вот только проблема была выявлена после 2014-го, ещё при Медведеве. Получается, стратегию скорректировали лишь спустя 10 лет и только при новом премьере Мишустине.
Воистину решают всё кадры. А раз так, не грех присмотреться, каковы они в главном ведомстве, ответственном за импортозамещение — Минпромторге. Возглавляет его сейчас Антон Алиханов. Именно ему Мишустин как-то объяснял, что уж руль-то для новой «Волги» можно сделать в РФ, а не везти из Китая, ведь это ж не коробка передач.
Странно, что такое вообще надо объяснять чиновнику — лидеру направления. Вряд ли молодость здесь достаточное оправдание. Или нет?
Что если эпоха, в которую чиновник получал образование и начинал трудовой путь фатально влияют на его последующие управленческие решения? В случае Алиханова это финансы и юриспруденция в нулевые…
На Минпромторг он был назначен по представлению своего предшественника, ныне вице-премьера Дениса Мантурова. Тот рулил ведомством с 2012 года, а значит на нём лежит основная ответственность за результаты импортозамещения. Мантуров же — птенец команды Виктора Христенко в том же Минпромторге (2004−2012).
Получается непрерывная линия аппаратной и личной преемственности Алиханов-Мантуров-Христенко. Но ведь при Христенко экономическая политика страны была принципиально другой: экспорт сырья — импорт высокотехнологичной продукции. В ВТО мечтали вступить! И вступили, но уже при Мантурове.
Теперь же всё наоборот, по-новому. Но разве вливают новое вино в старые мехи?
Как могут успешно руководить импортозамещением кадры, прямо наследующие тем, кто поддерживал в стране сырьевую модель, кто вёл и привёл её в ВТО на не лучших условиях?
Вполсилы — да. Но вот создать мощную индустрию почти с нуля — вряд ли. Ментальные установки родом из нулевых и 90-х наверняка помешают действовать по-сталински.
Речь идёт об очаровании Западом, слепой вере в его превосходство и стремлении стать его частью.
А если не берут вместе со страной, то хотя бы в личном, индивидуальном порядке. Приобщиться к сильным мира того, стать для них своим, тем, кто запросто ездит к тому же Трампу в его поместье Мар-а-Лаго играть в гольф и пить коктейли.
Кстати, о гольфе, этой забаве для миллионеров. Безупречный газон, который надо постоянно стричь, электрокар, дорогущие клюшки, прислуга, подающая напитки со льдом (а иначе зачем это всё?!), белые штаны, наконец — все эти экзотические атрибуты уместны где-нибудь в солнечном Майами, но явно не в снежной и морозной России.
Тягачи не тянут, самосвалы встали, грузовики не покупают. А что и куда возить?
«Обвал продаж спецтранспорта — это, конечно, показатель»
Однако, и среди наших чиновников нашлись фанаты этой игры. Да ещё какие! Вот их имена: Алиханов, Мантуров и Христенко. Да-да, именно эта тройка ответственных за импортозамещение руководителей Минпромторга разных лет, как выяснилось, любит провести время на выстриженном «грине» с клюшками наперевес.
По данным СМИ, перед назначением на Минпромторг, ещё в статусе губернатора, Алиханов беспокоился о передаче «компании «Раушен хотел ресорт», связанной с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым, земли в поселке Зори Светлогорского округа под «рекреационно-жилой кластер» с полем для гольфа на 18 лунок.
Насколько хорошо играет в гольф сам Алиханов, неизвестно, но Мантуров неоднократно принимал личное участие в престижном VIP-турнире Golf Challenge, который проводится в Екатеринбурге перед выставкой «Иннопром». Более того, он патронировал эти соревнования. В команде «Минпромторга» вместе с Мантуровым играл и Виктор Христенко.
Христенко же вместе с другими лицами пресса называла владельцем топовых подмосковных гольф-клубов — «Пестово» и «Форест Хиллс», а также другой инфраструктуры. Но главное, бывший глава Минпромторга является президентом Ассоциации гольфа России. То есть бывший чиновник — первое негосударственное лицо в этом спорте.
В том, что чиновники начинают массово увлекаться тем или иным видом спорта, подражая высшему руководителю, нет ничего страшного. С приходом Владимира Путина многие решили, что они — дзюдоисты, а Ельцин ввёл моду на малораспространённый до этого в СССР большой теннис. Но ведь важно, какие именно чиновники и чем увлекаются.
Получается, все ответственные в последние 20 лет за импортозамещение — уход России от Запада в сторону своего собственного развития, на деле являются чуть ли не тайными его поклонниками, фанатами.
До такой степени, что готовы перенимать и продвигать такое несвойственное, чуждое нашей стране увлечение, как элитарный гольф.
«Наши люди в булочную на такси не ездят», — говорила управдом, героиня актрисы Ноны Мордюковой в фильме «Бриллиантовая рука». Перефразируя её, можно в шутку заявить: «Наши люди в гольф не играют». Или не в шутку. Как после такого им можно доверять перепрошивку экономики под русский стандарт?
Может функционерам Минпромторга и другим ответственным лицам стоит сначала импортозаместить свои собственные экзотические хобби? Перейти с гольфа, например, на городки, или лапту, или хотя бы на чижика. И уже потом, доказав обществу, людям, что они — свои, наши, взяться за большие дела страны.
Тогда и русский «Финист» в уральские морозы побежит по рельсам не хуже немецкой «Ласточки».