Госдума на рекордном по длительность заседании (оно продолжалось около 6 часов) утвердила всех десятерых заместителей председателя правительства, которых предложил премьер Михаил Мишустин.
Обсуждение кандидатур проходило в благожелательном ключе, без нападок, но — с трудными вопросами к будущим вице-премьером. Критики удостоился практически каждый, но только не новый первый вице-премьер Денис Мантуров.
Комплиментарный тон по отношению к нему задал лидер коммунистов Геннадий Зюганов.
— Я проголосую за него потому, что он первым из всех министров начал реагировать на вопросы и требования нашей партии, — вспомнил Геннадий Андреевич. — Мы вместе начали восстанавливать отрасль сельскохозяйственного машиностроения, спасли Кировский завод, построили три новых завода на Ростсельмаше. Мантуров не испугался, когда на совхоз, которым руководит Грудинин, была проведена рейдерская атака, и помог нам её отбить.
Личность Мантурова в своем выступлении Зюганов охарактеризовал так: «Он готов засучить рукава и идти на передовую».
Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий был позитивно настроен по отношению ко всем кандидатам:
— Мы — оппозиция, но наша оппозиционность заключается не в том, чтобы воздерживаться или голосовать против, а — в том, чтобы поддержать и достигнуть синергии на пользу тем, кто доверил нам быть в парламенте, — пояснил Слуцкий политику партии, а про Мантурова добавил:
— Мантуров решил неразрешимую задачу импортозамещения в самых наукоемких областях. Он умеет добиваться невозможного.
Представитель «эсеров» Александр Бабаков добавил к этому, что импотозамещение — это основа нашей победы, а руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев развил тему невозможного:
— Денис Валентинович теперь курирует космос. Космос — это выход за пределы возможного и объяснимого — и это символично.
Руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев не стал выделять Мантурова из числа других, но охарактеризовал всех десятерых соискателей вице-премьерских кресел:
— Мы проводим обсуждение капитанов экономики. Эти люди видят пути, и вселяют в нас оптимизм.
За утверждение Мантурова, в итоге, проголосовали единогласно. Худшей по количеству голосов, из числа одобренных вице-премьеров, оказалась Татьяна Голикова — 362 голоса «за», один — «против», и 66 депутатов воздержались.
Триумфальное для Мантурова голосование в Госдуме «Свободной Прессе» объяснил независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
«СП»: Константин Сергеевич, в Госдуме даже Мишустина так не нахваливали. Чем можно объяснить тот шквал комплиментов, который обрушился на Мантурова?
— У него всегда была — и в ближайшее время будет — сильная аппаратная поддержка. В правительство его привел руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов. А буквальо несколько дней назад Путин пригласил к себе Чемезова и Мантурова.
Они разговаривали втроем, и в открытой части беседы президент попросил собеседников, чтобы несмотря ни на какие перестановки или приставки «и.о.», производство военной продукции не останавливалось ни на секунду.
Даже не к Мишустину Путин обратился с этой просьбой, а к этим двоим. Потому что именно Мантуров уже 12 лет (с тех пор, как стал министром) создает для «Ростеха» самые лучшие условия. А сегодня «Ростех» — это почти 100% продукции для СВО.
Это — первая причина, а вторая — чисто человеческая. У депутатов есть надежда, что если Мантуров в трудный момент смог поднять на первое место в мире по производству нашу оборонку, то — подтянет и всё остальное.
«СП»: А подтянет ли? С самолётами что-то у Мантурова не получается.
— Из-за авиации у Мантурова был очень непростой разговор с генеральным прокурором Красновым, который с высокой трибуны заявил о проверке программы импортозамещения. И в первую очередь он усмотрел проблемы именно в авиапроме. Генпрокурор высказал претензии к Минпромторгу.
«СП»: Претензия от прокурора оптимизма не добавляет, и что ответил Мантуров?
— Да ничего. Этот разговор был весной 2021 года, а до начала СВО импортозамещение шло, действительно, медленно и плохо, особенно — в авиации.
И кроме того, прокурор ему тогда про самолеты говорил, а у Мантурова на тот момент за ветролёты голова болела. Потому что все двигатели для камовских «Чёрных акул» и «Аллигаторов»; и для ударных Ми-24 и Ми-28 нам до 2014 года бесперебойно поставляли с Украины.
Мы покупали у Киева около 330 двигателей в год, а в течение 2015−2016 годов поставки стали сокращаться, пока не прекратились совсем. Нужно было строить свои заводы. Но проблему к началу СВО решили.
А по самолетам — крыло для МС-21 было американским, и только в 2018 стало ясно, что нужно делать своё. Сделали своё крыло, теперь оно есть, но — остались без двигателей. Поэтому самолет не смог полететь вовремя.
Несправедливо было бы говорить, что именно Мантуров гражданскую авиацию завалил, были объективные причины.
Зато Мантуров создал Фонд развития промышленности, который управляется Минпромторгом, он стал эффективным институтом, и его сейчас все хвалят.
«СП»: Но не слишком ли избыточные надежды связывают с Мантуровым? Не перехвалят?
— Конечно, существует опасность, потому что у каждого человека есть свой интеллектуальный и психологический предел.
Нужно уповать не на одну личность, не на ручное управление, а на создание мощной и работоспособной системы мозгового штурма.
А если только на одного человека наваливать задачу за задачей, да еще и захваливать — ни одна психика не выдержит.
«СП»: А есть такая система мозгового штурма?
— Сейчас в неё войдет Белоусов — уже в качестве министра обороны. При этом значительную часть экономики они перебросят на Новака, так что смогут быть более сконцентрированы на промышленности. Не снимается обязанность заниматься военным производством и с Шойгу, потому что он — зампред комиссии по ВПК.
О Чемезове уже говорили, и в помощь им Савельев, который будет заниматься в том числе и производством транспорта, и — новый глава Минпромторга, которого завтра должны утвердить — Антон Алиханов.
Это уже похоже на команду.