Прилавки книжных магазинов завалены талмудами про «золотой век» Николая II. Беру только что изданное красиво оформленное 400-страничное издание. Ни одного нового факта, не опубликованного ранее другими историками.
«Золотой век» — это взятые неведомо откуда многочисленные цифры экономических достижений Николая II, многозначительные упоминания о царских планах индустриализации, электрификации и всеобуча. Эти документы де лежали у царя-батюшки на столе. Прибежали большевики и всё украли, плагиаторы.
Понятно, что автор не приводит ни одной цитаты из оных планов, да и вообще они до сих пор не известны историкам. Люди хвалят и ругают труды Екатерины II, Фридриха II, Наполеона. Но о произведениях Николая II никто и не слышал.
Лейтмотивом в опусе проходит двустишие «Прошла зима, настало лето — спасибо партии за это!» Традиционно для монархистов. Спасибо, разумеется, не партии, а Николаю II. Так, бабы занимались любовью и рожали исключительно из любви к нему, самодержцу.
При Михаиле или Республике рождаемость заметно упала бы. Вообще-то, если судить по этому критерию, то самые мудрые правители России — Хивинский хан и Бухарский эмир: у них рождаемость была куда выше, чем в Центральной России.
Да, действительно, уровень образования при Николае II существенно возрос — примерно до трети населения. Но в Финляндии, где царских чиновников к образованию не подпускали на пушечный выстрел, грамотных к 1913 г. было 99%. Кстати, такой же процент грамотности в 1900-м был во Франции, Англии и Германии. Австро-Венгрия немного отставала — 97%.
В другом опусе я видел перл, что Россия была на первом месте в области литературы исключительно благодаря правлению Романовых. Вот не послали бы в ссылку Пушкина с Лермонтовым, Достоевского — на каторгу, Маяковского — в тюрьму, не делали бы обысков у Чехова и Толстого — была бы наша литература совсем затрапезная.
Но вернёмся к новому опусу. Там интересный момент в трактовке революции 1917 года. Большевики отодвинуты далеко на задний план. Хотя дежурной ругани по их адресу хватает.
Главные виноватые в Февральской революции — масоны, британская разведка и весь русский народ, который охватила «смертельная эпидемия». В качестве иллюстрации автор указывает на картину Репина «Манифестация 17 октября 1905 года»: «Разве это лица нормальных людей? Репин, как несомненный великий живописец, честно изображал правду жизни, несмотря на свои личные пристрастия. И здесь он безошибочно уловил и передал кистью групповой портрет людей в состоянии массового психического расстройства».
На картине изображены наивные гимназисты, студенты и курсистки, поверившие царскому манифесту. Они надеялись, что в России настанет царство свободы, и всё будет по закону, а не по прихоти самодержца.
В 1840 г. Лермонтов писал: «Страна рабов, страна господ». Правда, матушка Екатерина, поднаторевшая в переписке с Вольтером и Дидро, 22 января 1786-го повелела в документах слово «раб» заменить на «верноподданный». При этом статус рабов не изменился.
В Европе в XV-XVIII веках самодержавием считалось право короля самовольно издавать законы, но царствовать потом в полном соответствии с ними. На Руси монархи тоже издавали законы, но правили по собственной прихоти. Так, Николай II сотни раз нарушал законы империи, включая предусматривавшие смертную казнь через повешенье.
Он вступил на трон в 1894 году. К этому времени страна находилась в полнейшей безопасности, как никогда ранее. Ни одно государство мира не планировало и не собиралось напасть на Россию.
Мало того, развитие военной техники сделало империю неуязвимой. Появление скорострельных полевых пушек, бьющих шрапнелью, магазинных винтовок и пулемётов на 20 лет исключило проведение блицкригов в Европе — до появления танковых клиньев и пикирующих бомбардировщиков. До этого времени война с равным противником могла быть только позиционной.
Новому царю оставалось только продолжать обустройство трёх лучших в мире линий крепостей на западных границах России и по рекомендациям военных инженеров соединить их укрепрайонами. За ними можно было отсидеться от любой европейской войны.
Была полная возможность заняться реформами: просвещением, решением земельного, национального вопросов, ликвидацией сословий
Увы, Николай II, как огня, боялся реформ и вместо этого вёл непрерывные войны. Только начав царствовать, в 1895-м, он приказал высадить десант в Босфор. Нетрудно догадаться, что мировая война началась бы на 19 лет раньше. Однако министр финансов Сергей Витте и четыре царских дяди — великих князя — устроили истерику, и приказ был отменен.
С 1897 по 1907 год русские войска оккупировали четверть острова Крит, а остальные части — Англия, Франция и Италия. Молодец, Николашка, провёл миротворческую операцию! В результате ее половина населения острова: турки и греки-мусульмане — были вырезаны или депортированы.
С 1895 по 1905 год Николай II пытался стать царём Желтороссии (Маньчжурии) и даже создал из частей Российской и Китайской империй Наместничество. Он же послал тысячи солдат в Северную Корею под видом лесорубов. Дело кончилось Цусимой и Мукденом.
С 1905 по 1917 год русские войска оккупировали Северную Персию. А в августе 1914-го Николай II решил заполучить себе южную резиденцию — Константинополь.
К 1917 г. на фронтах половина станковых пулемётов были иностранного производства. Ручные, авиационные и крупнокалиберные пулемёты в России не производились, как и ручное автоматическое стрелковое оружие, в других странах к тому времени выпускавшееся тысячами.
В опусе, как и во всех других монархических опусах, приведена фотография самолёта «Илья Муромец». О том, что в России в 1914—1916 годах было произведено всего 500 авиационных двигателей, а в Германии — 7800, во Франции — 16875, в Англии — 7131, авторы монархических панегириков почему-то не пишут. Артиллерийские снаряды калибра 76−152 мм, выпущенные на русских частных заводах, стоили в 3−3,5 раза дороже, чем на казённых предприятиях.
Самое главное, что солдаты не знали, за что они воюют. Поначалу — за «братушек-славян», но в октябре 1915-го Николай II объявил болгарам войну. К февралю 1917 г. подавляющее большинство солдат не желали сидеть в окопах четвёртый год. Братания с немцами и австро-венграми начались ещё в феврале 1915-го, а в 1916-м приняли массовый характер. К 1917-му из русской армии дезертировало от полутора до двух миллионов человек!
Автор опуса с восторгом пишет о секретном договоре Сайкса-Пико, заключённом 16 мая 1916 г. странами Антанты, по которому Россия после победы должна была получить Константинополь с Проливами и всю Восточную Турцию. Николай II обрадовался и в январе 1917-го приказал сформировать Евфратское (!) казачье войско. Правда, сразу же после договора Сайкса-Пико Англия и Франция заключили другое секретное соглашение — о том, чтоб эти земли России не отдавать ни под каким соусом.
Автор опуса глубокомысленно заключает, что британские дипломаты и разведчики сыграли решающую роль в свержении самодержавия. Я и сам, причём куда более подробно, писал о действиях британской разведки в России в 1914—1917 годах. Но возможности SIS, да и любой другой разведки не безграничны.
В физике есть понятие устойчивого и неустойчивого равновесия. Например, шарик на вершине сферы. Малейшее возмущение, и он скатывается: равновесие неустойчивое. А внутри сферы, сколько ни толкай шарик, он вернётся обратно. Равновесие устойчивое.
Британская разведка в течение столетий действовала против правительств европейских стран. При устойчивом равновесии властей, как это было в 1801-м во Франции и в 1918-м в России, все попытки англичан свергнуть правительство приводили к обратному результату — сплочению народа вокруг Наполеона и Ленина.
А вот в 1800-м и 1917-м в России Павел I и Николай II находились в неустойчивом равновесии. Британские послы Уитворт и, соответственно, Бьюкенен вместе с разведчиками сделали многое для свержения Павла и Николая.
На следующий день после убийства Павла I Петербург был иллюминирован куда больше, чем по официальным праздникам. К полудню ни за какие деньги нельзя было купить бутылку шампанского.
Петербуржцы облачились в жилеты и надели круглые шляпы, запрещённые Павлом, и прямо на улицах танцевали вальс, также отменённый императором. Стыдливые барышни лезли целоваться к гвардейским офицерам.
То же самое происходило в Петрограде в марте 1917-го. Только в высшем свете, включая великих князей, танцевали не вальс, а танго, запрещённое Николаем.
Да, масоны и британская разведка многое сделали для свержения самодержавия. Но в Кронштадте не было ни одного британского агента, ни масона, ни даже большевика. Зато 3 марта 1917-го матросы и солдаты убили свыше сотни офицеров, а более 350 посадили под арест. Вся власть перешла к кронштадтскому Совету. Был введён 8-часовой рабочий день, церковь отделена от государства
В конце опуса автор занялся самокритикой: «Мы, как никто, склонны жить в иллюзиях. Нас, как никого, из века в век понуждают забыть свою историю».
Так и не пиши, в чём ни ухом, ни рылом! Кстати, прежде чем стать великими, Англия, Франция, США, Китай прошли через кровавые революции и гражданские войны. От революции гарантирована только та страна, в которой власть интересуется народными нуждами, есть могущественная оппозиция и свободная пресса, способные указывать правительству на его ошибки.
Я никогда не писал рецензий, а сейчас взялся за перо только потому, что автор опуса спит и видит, чтобы его звали только по имени и с уточнением: «Второй».