Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Яковлев» вместо SSJ-100. Новое русское чудо или «освоение бюджета»?

Нашим самолетостроителям надо идти учиться у китайцев, а не заниматься пустым ребрендингом

14191
На фото: самолет Sukhoi Superjet-100
На фото: самолет Sukhoi Superjet-100 (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)
Материал комментируют:

В самом начале 2024 г. Денис Мантуров, занимавший на тот момент должность министра промышленности и пост вице-премьера РФ, обмолвился, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведет работу по поиску единого бренда для всех новых гражданских воздушных судов, которые планируется выпускать в России и в самое ближайшее время соответствующее решение будет озвучено. Похоже, это время пришло.

«У нас это все под КБ им. Яковлева, и я думаю, что так и будет — «Яковлев», — заявил намедни Сергей Чемезов, глава концерна «Ростех», в состав которого входит ОАК, имея в виду прежде всего ближнемагистральный «Суперджет» (Sukhoi Superjet 100).

Обосновывая это решение и сам Чемезов, и пресс-служба Ростеха ранее неоднократно говорили, что, во-первых, самолеты российского производства не должны носить англоязычные названия, а, во-вторых, число импортных комплектующих в конструкции конкретно «Суперджета» с 80% на момент начала его эксплуатации в 2011 г. к нынешнему моменту изрядно сократилось.

Читайте также
Время распродаж: Российский капитал срочно сбрасывает зарубежные активы Время распродаж: Российский капитал срочно сбрасывает зарубежные активы Отток денег с Запада за квартал превысил миллиард долларов

Но некоторые знатоки вопроса поговаривают в кулуарах, что единый русскоязычный бренд на самом деле понадобился для того, чтобы уже эксплуатируемый SSJ-100, а уж тем более — разрабатываемый тем же авиастроителем МС-21, больше не ассоциировались с целой серией громких проблем с «Суперджетом», имевших место ранее.

Но поможет ли новое название отечественным авиастроителям избавиться от «скелетов в шкафу»?

— «Суперджет», действительно, первоначально состоял по большей части из импортных комплектующих, поэтому и было выбрано название Sukhoi Superjet, которое отражало на тот момент пропорцию между нашими и импортными деталями, — отметил в беседе с «СП» член Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

— Но сегодняшняя ситуация в импортозамещении и в самом деле заставляет создателей отойти от англоязычности. Это вполне естественный процесс, чтобы над нами не посмеивался весь западный авиационный мир. Так что решение о ребрендинге абсолютно правильное, хоть и в некоторой степени вынужденное.

«СП»: Неужели наша промышленность успешно решила все проблемы, и теперь мы в состоянии не только воспроизводить, но и разрабатывать, скажем новые двигатели для того же SSJ-100 или МС-21 полностью из комплектующих отечественного производства?

— Сегодня ни одна страна в мире не способна выпустить авиадвигатель, а уж тем более целый самолет, который бы на 100% состоял из комплектующих собственного производства.

Время, когда в мире было два судостроителя — СССР и США — ушло безвозвратно. На корпорации «Боинг» и «Эйрбас», которые делают самолеты для всего мира, работают на самом деле десятки государств, от Канады и Латинской Америки до Китая, Индии и вообще Азии. Кто-то производит электронику, кто-то — стойки шасси, кто-то — крылья и так далее.

И нам следовало бы идти аналогичным путем и создавать международный авиастроительный консорциум из дружественных стран. Начало ему могли бы положить страны БРИКС, в которых проживает половина населения Земного шара. Нашим самолетостроителям есть чему поучиться у того же Китая.

Индия, чьи IT-специалисты работают на «Боинг» и «Эйрбас», вполне может потрудиться и на благо нового потенциального консорциума. За судами бразильского производства вообще мир в очередь выстраивается. Поэтому создание такого консорциума — очень хороший путь для России.

«СП»: Чем же он так хорош? Для чего нам помощь дружественных стран, раз мы в импортозамещении, если верить функционерам высшего эшелона власти, чуть не впереди планеты всей?

— В первую очередь тем, что такой консорциум не даст нашим деятелям от авиастроения пудрить мозги президенту и осваивать триллионные бюджеты, не давая практически никаких результатов. За примером далеко ходить не надо. Стоило только заявить, что в России утверждена программа по строительству более 1000 гражданских воздушных судов в срок до 2030 года, как тут же началось — сначала сократили эти планы до 600 судов и так далее. Но уже после того, как из бюджета выделили триллионы под первоначально заявленное количество самолетов. Подобным же образом, если не вдаваться в финансовые тонкости, велась работа по «Суперджету», и по МС-21, я уверен, повторят этот безотказный шаблон.

А если будет судостроительный международный консорциум, то с наших функционеров от авиапромышленности спросят все до копеечки, у них уже не получится так лихо из бюджета деньги получать без отдачи. Каждая страна, вложившаяся в это, будет внимательно следить за расходованием средств. Именно так работают «Боинг» и «Эйрбас», к чему тут велосипед-то изобретать? Думать, что мы способны на 100% обеспечить любой новый самолет комплектующими отечественного производства крайне наивно. Невозможно сейчас одновременно быть лидером и в IT-технологиях, и в двигателестроении, и в самолетостроении и еще в массе производств.

«СП»: Может, нам лучше сосредоточиться на том, чтобы быть впереди планеты всей в сфере авиаконструирования? Пусть шасси делают, предположим, бразильцы, крылья — китайцы, а электронику разрабатывают в Индии, но объединяет их в единое целое именно русский конструкторский гений, новые Илюшины, Туполевы и Яковлевы?

— В СССР — да, была превосходная конструкторская школа, но 30 лет после развала Союза власть ее успешно разрушала и разрушила, выполняя задание Запада. Там знали, что делают, потому что, согласно заключениям экономистов, каждое рабочее в место в авиационной сфере привносит в экономику страны 16 дополнительных рабочих мест в других отраслях промышленности.

Читайте также
Западу не догнать Россию в выпуске боеприпасов - американские эксперты Западу не догнать Россию в выпуске боеприпасов — американские эксперты Как работает озвученная Путиным на встрече с командующими тактика «медленного продвижения»

В результате такой ударной работы все эти функционеры стали миллионерами, получив медальки от Запада. А наши лучшие авиационные умы были перекуплены «Боингом» и «Эйрбасом», так что кадры сейчас — самое больное место самолетостроения в России, там вынуждены работать или пожилые люди в возрасте 60+, либо молодые и зеленые вчерашние выпускники вузов.

Создание конструкторских школ — кропотливая работа, требующая огромного времени для спецподготовки и выучки кадров сначала в вузах, а потом — на заводах. Сейчас, к сожалению, мы представляем собой, фигурально выражаясь, жалкое сборище остатков когда-то блестящих «мозгов» и бывших когда-то грандиозными заводов, большей частью закрытых и законсервированных.

«СП»: Если так, логично предположить, что анонсированный ребрендинг в отечественном самолетостроении не поможет нам полностью избежать в будущем различных неполадок и аварий наших новых самолетов, тех же «Суперджетов». И не подарит уверенность в том, что это будут конкурентоспособные на мировом рынке суда…

— Вообще-то, если кто не знал, мы полностью продали права со всей технической документацией на выпуск SSJ-100 Объединенным Арабским Эмиратам. В ОАЭ сидят далеко не дураки, которые прекрасно понимают, что выпуск нового самолета — это прибыльно и престижно. Поэтому для производства SSJ-100 они будут использовать лучшие комплектующие со всего мира.

Доработают ту же электронику, благо для этого у них есть ресурсы. Они уже заводы там у себя строят, перекупая заодно и многих российских специалистов, тысячи которых работают на «Боинг», «Эйрбас» и Силиконовую долину.

При таких раскладах, при наличии такой конкуренции, надежды на то, что наши самолеты под брендом «Яковлев» будут раскупаться в мире, стремятся к нулю. Потому что арабы в любом случае сделают аналог, который будет лучше, а главное — дешевле, нашего «Яковлева».

Но, с другой стороны, пусть за «Яковлевым» пока весь мир в очередь и не выстроится, пусть наши чиновники, привыкшие к липовым отчетам, выдадут в итоге на-гора к 2030 году каких-нибудь 200 самолетов вместо 1000 или 600. Зато мы сделаем эти самолеты сами, благодаря тем шагам, что предпринимаются в последние пару-тройку лет, по возрождению былой нашей славы в сфере авиастроения.


Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня