Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Сюрприз от Мантурова: В ОАК хотят надуть МС-21 до вдвое больших размеров. И надуют, не впервой!

Дмитрий Дьяконов: На определённом этапе мы даже технологии стратегического бомбардировщика утратили

18570
Сюрприз от Мантурова: В ОАК хотят надуть МС-21 до вдвое больших размеров. И надуют, не впервой!
Фото: Пресс-служба Корпорации «Иркут"/ТАСС
Материал комментируют:

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведёт работу над новым самолётом МС-21−500. Это подтвердили источники в компании, а ранее данный лайнер упоминался в докладах Дениса Мантурова.

Новый самолёт будет в два раза круче, чем проходящий испытания уже не первый год МС-21. В два раза больше весят двигатели, вдвое шире диаметр вентиляторов в турбинах. Дальность полета «пятисотки» — 9 тысяч км вместо 4,5 тыс. км; вместимость — 250−270 пассажиров вместо 140 человек на борту МС-21.

Когда появится МС-21−500, никто не берётся сказать. Зато в качестве большого плюса заявляется, что он будет унифицирован с уже почти готовым МС-21.

Вспомним, сколько времени идёт работа над МС-21, который сейчас испытывается. Его начали разрабатывать в КБ Яковлева по проекту, который был утверждён 20 декабря 1992 года под названием Як-242, но в 1995 году работы прекратились в связи с окончанием финансирования. Проект был реанимирован уже под названием МС-21 в 2008 году, а с 2009 года начал получать стабильное финансирование, которое продолжается по сей день.

Читайте также
Коллапс в аэропортах: 200 рейсов отменили или перенесли из-за атак беспилотников и воздушных шаров Коллапс в аэропортах: 200 рейсов отменили или перенесли из-за атак беспилотников и воздушных шаров Массированный ночной налёт ВСУ приурочили к поездке Зеленского в Нью-Йорк

Тогда предполагалось, что МС-21 начнет летать на регулярных рейсах с 2016 года. Затем началось «движение вправо». Тем не менее первый испытательный полёт был совершен 28 мая 2017 года. Испытательные полёты продолжаются по сей день, и конца им не видно. О запуске в серию самолёта, который предполагается делать на Иркутском авиационном заводе, речи пока не идёт.

Нормально ли, что, не доделав самолёт, над которым трудятся уже 16 лет (а по гамбургскому счёту — 32 года) ОАК берётся сразу за следующий самолёт этой серии? Об этом «Свободной Прессе» рассказал главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов.

— В том, чтобы начинать МС-21−500, не доделав МС-21, ничего крамольного нет.

Такие практики в мире существуют, как и практики модификаций. Последняя была очень хорошо развита в советское время в военной авиатехнике. Да и в гражданской авиации были такие случаи, как линейка Ту-134 — Ту-154 или Як-40 — Як-42. На новую машину переносилось много технических решений из предыдущей. Это позволяло сократить и время разработки, и экономить финансы.

Но в России есть маленькое или совсем не маленько «но».

Когда Христенко был вице-премьером и первым вице-премьером, и он занимался промышленностью, была зарублена вся наша программа дальнемагистрального самолётостроения. Даже военного.

Помните, как 12 января 2022 года в Казани аплодисментами встречали самолёт Ту-160 — «Белый Лебедь», который научились делать заново, после большого перерыва, по старой документации. То есть на определённом этапе мы даже технологи стратегического бомбардировщика, а это элемент ядерной триады, потеряли.

Что уж говорить о гражданской дальней авиации. Всё потеряли в интересах Boeing и Airbus. Не знаю, кто уж сколько денег получил, рядом не стоял, но даром такое не делается.

Да и со среднемагистральными самолётами ситуация не так чтобы намного лучше. Отсюда все затыки с МС-21 (самолётом, который мог быть готов ещё в прошлом веке — «СП»).

Сейчас мы пытаемся реанимировать авиапром, и это касается всех составляющих, начиная от образования инженеров и подготовки слесарей-сборщиков. Не тех слесарей, которые из мигрантов, а мастеров, у которых в идеале мозги генетически должны быть заточены под авиационное «железо».

Теоретически эти усилия должны привести к результату, но, к сожалению, слишком многое зависит от того, что творится в головах у начальников, которые стоят во главе всей этой системы.

«СП»: У нас есть начальники, которые очень хорошо разбираются в авиации, например Денис Мантуров. Ровно год назад он сказал, что МС-21 — это такой прекрасный самолёт, у которого из фюзеляжа можно убирать одну секцию, а можно добавлять секции. И таким образом регулировать цену лайнера и его вместимость. Это он по телевизору сказал.

— Всё зависит от того, кто этот телевизор смотрит. Пиар-менеджеры ему сказали, что для телевизора — это самое оно. И все будут хлопать в ладоши, благо у 99% смотрящих телевизор был когда-то лего-конструктор, где подобные вещи делаются элементарно.

«СП»: Если от иронии перейти к серьёзному: а какая может быть унификация между вместимостью, которую позволяет узкофюзеляжный самолёт, и широким фюзеляжем? А об этой унификации говорят уже профессионалы.

— Сначала Мантуров про лего рассказал для интеллекта телезрителей, которым это будет в радость, а потом конструкторы тоже порадовали. Подали унификацию как чуть ли ни одни и те же крылья, шасси и так далее. Всё, конечно, разное.

Но унифицированными могут быть отдельные компоненты: фильтры топливной системы, насосы подкачки, сиденья и узлы крепления пассажирских кресел, и прочие штуки. То же самое может касаться электроники и авионики.

«СП»: Прогноз — дело очень неблагодарное, но всё же (с учетом того, что Вы — преподаватель) такой вопрос. МС-21 делают уже 16 лет после возобновления проекта. И неизвестно, когда доделают. А сколько времени понадобится на МС-21−500, учитывая, что подготовке кадров вроде бы начали уделять внимание?

— Есть сформировавшаяся на мировом опыте арифметика по поводу новой техники. Если вы проводите глубокую модернизацию существующего летательного аппарата — это три года. Но — при условии, что у вас есть триада: рабочие, техники, инженеры (на заводе и в конструкторском бюро).

Читайте также
Олег Смирнов: Российским двигателям не дают ходу чиновники Олег Смирнов: Российским двигателям не дают ходу чиновники На пути возрождения авиапрома встало государство, накопившее миллиардные долги перед ОДК

Семь лет — это когда вы делаете новый летательный аппарат, но на базе имеющегося задела в области техники и прикладной науки. Имеются разработки в области аэродинамики, материаловедения, двигательных систем и так далее.

Если вы начинаете с абсолютного нуля, когда нет кадров, предыдущих изделий — ничего, то тогда срок от 15 до 20 лет. Причём основное время в этом периоде — на подготовку кадров. Это — для племени мумбо-юмбо.

«СП»: Ну, в критерии мумбо-юмбо самолёт МС-21 уже вписался.

— Значит, там мы и находились. По поводу кадров — тоже отдельный момент. Берем наш МАИ, у нас осталась старая гвардия, которая отдаёт подготовке студентов всю душу. Но. Выходит молодой человек со своим образованием, а дальше интересуется: а сколько я буду зарабатывать на авиазаводе или в фирме, которая занимается разработкой того же самого МС-21? Все же хотят кушать не только лапшу быстрого приготовления.

«СП»: А чтобы работать над МС-21 на заводе, нужно ещё и в Иркутск переехать.

— Я понимаю, если ты переехал в Иркутск, и тебе там дали трёхкомнатную государственную квартиру и хорошие деньги, так чего не переехать на всё готовое?

Я в своё время в Южной Корее работал по их приглашению. Спросил: а почему у вас так много свободных домов? Отвечают: мы будем развивать производство, а это — жильё для тех, кто приедет работать в будущем. В эти дома тут же заселяются молодые специалисты. Да, эти квартиры им не принадлежат, но они и платят какие-то символические копейки, чтобы там жить.

А у нас этого нет. Поэтому единственное, куда охотно идут ребята — в ракетную технику. Там приличные деньги и гражданское жилищное строительство. А в авиационную отрасль особо никто не рвётся. Нужно создавать привлекательные условия.

«СП»: Следуя вашей арифметике, если эти условия будут созданы, то через 7 лет после МС-21 может родиться и МС-21−500, верно?

— Вполне возможно, если ничего не поменяется в худшую строну. Есть пример, который кому-то нравится, кому-то не очень.

В тридцатые годы прошлого века у нас не было ни авиационных двигателей, ни промышленного производства самолётов, а только отдельные экземпляры. Но было принято решение, назначены ответственные лица, и к началу сороковых наша авиационная промышленность из нуля вышла на максимум. Меньше, чем за 10 лет.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Владимир Боглаев

Генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня