В свете последних событий председатель Государственной Думы Вячеслав Володин попросил главу комитета ГД по безопасности Василия Пискарева совместно с правоохранителями составить список тех, кто пытался в минувшие выходные покинуть Россию.
«Просьба председателю комитета по безопасности вместе с правоохранительными органами проанализировать, кто в это время пытался вылететь из тех, кто занимает значимые должности», — цитируют Володина РИА «Новости». По словам спикера парламента, отъезд из страны в критический момент высокопоставленными лицами может быть опасным для общества и потому наказуемым.
В то же время первый зампред комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев в своем телеграм-канале сообщил, что просит Росавиацию составить списки уехавших чиновников. «Считаю это необходимо, чтобы не допустить раскола общества и избежать распространения фейков со стороны западных и украинских спецслужб», — заметил депутат.
Фейков во время мятежа в выходные действительно было много. Ряд украинских каналов сообщили, что якобы экстренно эвакуироваться из России решили в том числе премьер-министр Михаил Мишустин, зампред Совбеза Дмитрий Медведев и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Пресс-службы чиновников быстро опровергли эти вбросы.
Однако вопрос, конечно, остается. Сложно не согласиться с Володиным, что драпать в кризисный момент для госслужащих по крайней мере неэтично. Однако, если проанализировать события 23−25 июня, то видно, что серьезной проблемой стало отнюдь не бегство чиновников, а их растерянность. Вряд ли способствовало нормализации обстановки и молчание некоторых видных государственных деятелей.
Нынешняя властная вертикаль сформировалась не неделю назад. Многие кадры считались проверенными, прошли сложный бюрократический отбор. Но…
В обращении к россиянам вечером 26 июня президент Владимир Путин заметил, что во время мятежа «была проявлена высочайшая консолидация общества, исполнительной и законодательной власти на всех уровнях. Твёрдую, однозначную позицию поддержки конституционного порядка заняли общественные организации, религиозные конфессии, ведущие политические партии, фактически всё российское общество. Всех объединило и сплотило главное — ответственность за судьбу Отечества», — подчеркнул глава государства.
Получается, что общество было сплочено, но не могло помешать движению мятежников к Москве. Зато помогло предложение Лукашенко и обещание Путина не препятствовать выходу «музыкантов» в соседнюю страну. Хотя и тут масса неясного. В том числе, какова роль была иностранных участников. The New York Times сообщила, что американские спецслужбы знали о подготовке мятежа заранее. Это получается, что в США знали, а в России — нет?
В общем, вопросы остались.
Доктор политических наук, глава общественного движения «Третья сила» Игорь Скурлатов считает, что главная проблема современной российской властной вертикали — огромная пропасть между чиновниками и обществом:
— На мой взгляд, если бы Пригожин сохранил темп, все могло бы кончиться гораздо хуже. Да, есть информация, что чиновники покинули столицу. Ее проверяют. Надеюсь, все выяснится.
«СП»: Председатель Госдумы и предложил выяснить.
— Боюсь, серьезного расследования не будет. Соответственно, не будет и последствий. Сейчас в повестке дня — грядущие в сентябре региональные выборы.
«СП»: Сами по себе запреты на выезд помогут сплотить властную вертикаль?
— Проблема в другом. Надо что-то в государственном устройстве менять. Органы власти должны управлять всеми процессами, а не быть сторонними наблюдателями.
Люди сейчас невольно задают вопрос: а что будет, если ВСУ прорвут российскую оборону? Вот что тревожит сегодня и аналитиков, и простых людей, особенно в приграничных регионах.
«СП»: Может, сегодня самое время подумать о кадровых перестановках?
— Я считаю, что это какой-то миф для простачков, как можно плохих бояр заменить на хороших. Проблема в чудовищной пропасти между народом и властью. И причина этого отнюдь не в СВО, а в бедности россиян. Мы со специалистами подсчитали: львиная доля жителей России живут беднее, чем в Восточной Европе. О какой всенародной поддержке власти тогда можно говорить? Можно нарисовать в опросах хоть 146% поддержки, но это всё будет далеко от действительности.
Вообще все эти оперирования опросами призрачны. Напомню, был в свое время в Центральноафриканской Республике диктатор Жан Бокасса, который даже грешил каннибализмом. Его по всем опросам поддерживали 99%, а потом свергли. Народ — это мифическая субстанция. Один известный китайский философ говорил: «Народ — это чистый лист бумаги, на котором можно написать любой иероглиф».
Ответственность за ситуацию лежит именно на тех, кто во власти. И потенциально на тех, кто способен войти во власть. Но если вместо институтов гражданского общества симулякры, то говорить о народной поддержке сложно. Поэтому все взоры надо обратить внимание на властные кабинеты.
Сейчас мы увидели, что случился мятеж, президент именно так это описал. Напрашивается вывод, что система управления государством находиться в кризисе и требует коренной модернизации. Начинать надо только не с чисток, а с экономических преобразований. Чтобы граждане как-то свободнее вздохнули.
Американский политолог, специалист по глобальной безопасности Семён Вендров полагает, что важную роль в кризисные ситуации играют и международные акторы:
— Нельзя сохранить законность в стране одними только запретами на выезд. Тем более, о ком речь? Военнослужащим, силовикам и так запрещен выезд, у них форма секретности. Но если страну покидают семьи чиновников, как с ними быть? Если государство не может обеспечить безопасность граждан, то это проблема власти, а не простых людей. Если им запрещать покидать страну, то наоборот, можно спровоцировать революционную ситуацию, лодку государственности раскачают и превратят страну в «банановую» республику.
Мы увидели, что некоторые россияне решили обезопасить свои семьи. Был риск, что страна погрузится в хаос. Люди, решившие уехать, поступали логично.
«СП»: Как со стороны, из-за океана, смотрят на возможности кадрового обновления в России?
— Есть очень важный момент. Нельзя, скажем, министра обороны Сергея Шойгу или главу Генштаба Валерия Герасимова просто так поменять. Просто потому, что эти люди долгое время выстраивали международные коммуникации, они давно знают генералов НАТО, участвовали в международных совещаниях.
И все прекрасно понимают, что нельзя отправить в отставку таких людей как Шойгу, Герасимов, или главу ФСБ Александра Бортникова. Все они имеют связи на Западе. Долгое время был обмен информацией. Скажем, западные спецслужбы помогали предотвращать теракты российской стороне, российские специалисты помогали западным.
Если всех вот так сменить, то молодые генералы без опыта и связей просто не смогут удержать ситуацию под контролем.
Понятно, что кадровое обновление нужно. Но делать это надо постепенно, на разных этажах взаимодействия.
США не могут допустить, чтобы на ключевых позициях власти в ядерной державе пришли непредсказуемые люди. Взять пример с Пригожиным. Скажем, что-то взбрело ему в голову. Как вести переговоры, если вместо знакомого и понятного Шойгу во главе Министерства обороны РФ становится деятель, который «трехэтажным» объяснит, как ему плевать на всё, и решится применить тактическое ядерное оружие.
Я предполагаю, что после начала мятежа, знали о нем заранее в США или нет, американцы связались с Шойгу, выяснили обстановку. Потом связались с Лукашенко. И уже после этого были приняты серьезные решения.
Если бы решение не было согласовано, Пригожина бы сейчас арестовали в России и судили за мятеж.
США не хотят, чтобы ядерное оружие расползалось и попало в итоге в руки террористов.