Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Чиновники доложили Путину: «Байкал» и МС-21 подешевели. Специалистов они не убедили

Дмитрий Дьяконов: «Самолёт — это не товарный поезд, который можно безболезненно укоротить»

5543
На фото: сборка магистрального самолета МС-21
На фото: сборка магистрального самолета МС-21 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Правительственные чиновники начинают постепенно отвечать на просьбы и требования к отраслям, которые озвучил Владимир Путин на Восточном экономическом форуме.

Самые первые ответы касаются перспективной цены на новые отечественные авиалайнеры.

— Нам надо строить собственные самолёты, надёжные, качественные и в нужных нам объёмах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской версии лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал». Нужно запустить его серийное производство уже в ближайшее время. При этом обращаю внимание: стоимость и технические характеристики самолёта должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелётов на них была доступной для граждан, сказал Президент России.

Читайте также
Разбор полётов: Путин попросил ускорить разработку «Байкала», Минпромторг признался, что не может Разбор полётов: Путин попросил ускорить разработку «Байкала», Минпромторг признался, что не может Олег Смирнов: «Чиновники не знают, куда делись деньги на самолёт, но просят дать ещё. Пора бы уже кого-то и наказать»

За «Байкал» ответил Заместитель председателя правительства РФ — полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев:

— Со дня Восточного экономического форума прошло несколько дней, а самолет подешевел в два раза: с 455 миллионов до 260 миллионов, — сообщил Трутнев. По словам специалиста, такой эффект достигается благодаря тому, что требуемая длина взлетно-посадочной полосы сокращена с 1050 до 350 метров.

Вице-премьер и полпред подчеркнул, что «Байкал» начнет летать в 2026 году.

Про МС-21 рассказал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров:

— Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140−150 человек, — сказал многолетний руководитель российской промышленности.

О том, сколько времени может быть потрачено на создание укороченной версии МС-21, Мантуров не сказал ничего.

Авиационные эксперты отнеслись к авиационным рапортам высокопоставленных чиновников сдержанно. Не захотели обсуждать эту тему многие, а согласился ответить на вопросы «Свободной Прессы» главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов.

«СП»: Дмитрий Александрович, как может повлиять сокращение посадочной полосы в три раза на удешевление самолёта «Байкал» в 2 раза? Мне раньше казалось, что сокращение тормозного пути требует реверса, а механизмы для него сделают самолёт дороже…

— Рациональное зерно в словах Трутнева есть — с экономической точки зрения. Если самолёт рассчитывается только на один взлёт, то его можно сделать даже не в 2 раза, а во много раз дешевле.

«СП»: Иначе говоря, при посадке на укороченную полосу «Байкал» может разбиться?

— Ну, по крайней мере раньше самолёты бились.

«СП»: А если полосу, наоборот, удлинить?

— Это повлияет на стоимость полосы, но не отразится на цене самолёта.

«СП»: Перейдём к МС-21. Вырезать у него кусок фюзеляжа можно?

— Да. Многие авиакомпании делали укороченную версию самолёта. Но, если я правильно услышал Путина, то он просил не только удешевить, но и ускорить начало выпуска отечественных самолётов. И здесь главный вопрос в том — существует ли уже укороченная версия МС-21 хоть в каком-то виде, или это только планы?

Дело в том, что самолёт — это не железнодорожный состав, из которого можно спокойно удалить один вагон. Если удалить одну секцию фюзеляжа самолёта — нужно пересчитывать всё с самого начала.

Может быть, потребуется другое крыло. А, возможно, и не потребуется. Возможно, и другие элементы «длинного» самолёта не окажутся унифицированы с «коротким».

В любом случае, окончательные ответы дадут даже не конструкторские работы и наземные испытания макетов в аэродинамической трубе, а только лётные испытания готового лайнера.

Если еще ничего не сделано, а существует только идея — ни о каком ускорении выпуска речи быть не может. Это, согласно мировой практике, — 10 лет в лучшем случае.

Я бы хотел обратить внимание, что оба заявления сделали люди, которые, при всём к ним уважении, не являются авиаконструкторами и даже авиаинженерами. Мантуров защищал докторскую диссертацию в МАИ и работал на авиазаводе в Улан-Удэ, но он — экономист. Нет сомнений, что он блестяще знает экономику авиации, но — не узлы и агрегаты.

Читайте также
Слетать в Сочи за 90 тыс. эконом-классом: Минтранс смотрит в небо и пытается понять, где предел Слетать в Сочи за 90 тыс. эконом-классом: Минтранс смотрит в небо и пытается понять, где предел Цены на авиабилеты в России устремились к звездам

С точки зрения авиационного инженера: убрали секцию, сделали покороче… Меня так не учили.

«СП»: А как учат в авиационных вузах России сейчас? Насколько сильных специалистов выпускает МАИ?

— В МАИ многое удалось сохранить. Нужно отдать должное всем нашим ректорам прошлых времён, нынешнему ректору: осталась уникальная лабораторная база. Мы учим не по плакатам и компьютерным мультикам. Всё трогаем руками. И эта база укрепляется, по мере возможности, с учётом новых технологических потребностей.

Осталась и старая гвардия наставников, которая ответственно подходит к подготовке авиационных инженеров. Эти преподаватели не стесняются отчислять нерадивых студентов или требовать от них ухода в другой, не связанный с авиацией, вуз. Хотя за это государство может и наказать сокращением финансирования.

«СП»: Можно ожидать, что толковые специалисты в отрасль придут?

— Придут, но не в таком количестве, как было раньше, когда МАИ работал в три смены. Сейчас выпускников не будет хватать даже для восполнения естественной убыли авиационных специалистов.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня