«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский


Минпромторг показал первый полет регионального самолета «Байкал» с новым российским двигателем. Испытания начались под Екатеринбургом, на аэродроме Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).
Региональный самолет, который должен заменить «кукурузник» Ан-2, укомплектован новым российским двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901.
ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой самолет. Он может перевозить максимум девять пассажиров или 2 тонны груза, его могут использовать, в частности, в авиалесоохране и санитарной авиации.
Модель планируют использовать региональные авиалинии в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока и северной части России. Самолет разрабатывают с 2016 года. Пока его не начали производить серийно, сроки начала поставок много раз переносились.
Страховщики шокированы — лайнеры российских авиакомпаний терпят аварии самым неожиданным образом
Андрей Литвинов: Уровень квалификации авиационного технического персонала оставляет желать лучшего
В мае полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев вообще заявил, что реализация проекта самолета «Байкал» «зашла в тупик». В то же время он пообещал, что власти соберут консорциум технических специалистов, чтобы изучить возможность возобновления работ. Видимо, после вмешательства высокого начальства процесс сдвинулся с мертвой точки.
Этот самолет ждут, он незаменим в отдаленных районах, где нет хороших аэродромов. Можно ли говорить о запуске «Байкала» в серию? И чем он будет отличаться от своего предшественника Ан-2? С такими вопросами мы обратились к заслуженному пилоту СССР, председателю комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.
— Когда проектируемый самолет, который был до этого только в макетах и чертежах, взлетает, это всегда радостное событие. А тут еще — с нашим, отечественным двигателем. Это двойная радость.
«Байкал» действительно ждали как замену Ан-2, но полностью заменить «кукурузник» новый региональный самолет, к сожалению, не сможет. Ан-2 был рассчитан на 12 мест, «Байкал» — на 9.
Ан-2 мог садиться на колесах, лыжах, поплавках, а «Байкал» пока может совершать посадку только на колесах. Но часть проблем малой авиации «Байкал» все же должен решить.
«СП»: Какие функции может выполнять «Байкал», учитывая его нынешнюю конструкцию?
— 60% территория в России не имеют ни автомобильных, ни железных дорог. Единственный способ связи — малая авиация. Из-за того, что мы так долго затягивали с развитием региональной авиации, потеряли очень много.
По моим данным, около 2-х миллионов человек покинули населенные пункты, где были закрыты аэродромы. Люди там, по сути, оказались отрезаны от внешнего мира. Ни в отпуск, ни в командировку, ни к родственникам съездить.
Даже продукты доставляли нерегулярно. В итоге сотни небольших населенных пунктов просто прекратили свое существование. А ведь это были богатые регионы, где нужны были рабочие руки.
«Байкал» сможет покрывать небольшие расстояния, связывая между собой регионы, использоваться в авиалесоохране и санитарной авиации. Модель планируют эксплуатировать местные авиалинии в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока и северной части России.
«СП»: Когда планируют запуск самолета в серийное производство?
— Самолет разрабатывают с 2016 года. Сроки начала поставок неоднократно переносились. Поскольку сроки все прошли, говорить о них неуместно, надо сейчас форсировать события, — заключил авиаэксперт.
Выпускать «Байкал» будут на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Почти одновременно с началом полетных испытаний «Байкала» пресс-служба завода распространила сообщение, в котором говорится, что УЗГА нуждается в большом числе новых сотрудников.
Упоминается, в частности, что соискатель на позицию ведущего инженера по планированию производства может рассчитывать на 120 тысяч рублей. Монтажнику радио — и электрооборудования летательных аппаратов завод обещает обучение и зарплату до 75 тысяч рублей. При этом официальные лица сообщают, что УЗГА подошёл к финальной стадии производства «Байкала», но проекту необходимо дополнительное финансирование.
Сможет ли завод запустить «Байкал» в серию в ближайшее время? С таким вопросом «СП» обратилась к главному редактору портала AVIA.RU, авиаэксперту Роману Гусарову.
— Заказ на «Байкал» будет формироваться регионами в зависимости от потребностей. Ан-2, на смену которому должен прийти «Байкал», был самым массовым самолетом в нашей стране, у нас было до 18 тысяч этих машин.
Сейчас ясно, что нужны сотни «Байкалов». И востребованы они будут не только для перевозки, но и для лесоохраны, мониторинга местности, при лесных пожарах, для обслуживания буровых, при перевозке вахтовиков. Кстати, конструкцию «Байкала» легко можно переделать в беспилотник.
Суровый Урал культурно победил кержацкую Сибирь: «Москва руку приложила»
Челябинск стал первым во всероссийском конкурсе. Хотя в народном голосовании выиграл Новосибирск
«СП»: Хватит ли у УЗГА мощностей?
— Не буду скрывать, у завода были определенные проблемы. Вообще, УЗГА давно выпускает самолеты нескольких модификаций, но в связи с санкциями частично приостановил производство. Поэтому сейчас, естественно, нужны и кадры, и техника, и станки. Насколько я знаю, предприятие подбирает сотрудников по всей стране, но не все так просто.
УЗГА находится под Екатеринбургом, а в этом городе, увы, нет системы подготовки кадров для авиации. Там не готовят ни инженеров, ни техников, ни узких специалистов, поэтому сейчас туда пытаются «заманивать» специалистов из других городов.
У нас есть города, которые можно считать «оплотом авиации» — например, Ульяновск, Комсомольск-на-Амуре, где действуют и авиазаводы, имеются соответствующие вузы и курсы для подготовки специалистов. В Екатеринбурге всего этого нет, поэтому приходится продумывать схему, при которой придется выделять служебные квартиры, а это повысит стоимость специалистов. Но выхода нет.
«СП»: Когда можно ждать начало массового производства «Байкалов»?
— Сейчас самолет проходит полетную сертификацию с новым двигателем, это примерно 200 полетов в разных условиях и режимах. Если все будет штатно — самолет сразу пойдет в серию. Пока — полёт нормальный.