Один из самых популярных в США новостных порталов NBCN News предупредил американцев, а заодно с ним весь мир: «Ваша электроника вот-вот станет дороже». «Охотники за скидками, покупающие телевизоры, умные часы и смартфоны, оказались разочарованы после того, как крупные ритейлеры заявили, что цены на технологические продукты вырастут в общей сложности на 7 миллиардов долларов только в этом квартале», — пишет NBCN News. В качестве причины была названа американо-китайская торговая война.
Однако дело не столько в агрессивной тарифной политике Трампа по отношению к компаниям из КНР и в «ответке» китайцев. Прежде всего, увеличивается себестоимость чипов и софта из-за новых более дорогостоящих технологий. В частности, британская информационно-аналитическая корпорация IHS Markit сообщила о постоянном росте цены смартфонов. Если, к примеру, iPhone 4S в 2011 году продавался по $ 599 при себестоимости $196 (маржа более 200%), то iPhone XS Max в момент старта продаж имел ценник $ 1099 при себестоимости $443.
В полной мере это относится ко всем производителям, которые вынуждены закладывать сверхвысокую рентабельность для финансирования новых разработок. Что характерно, производители смартфонов не в восторге: компоненты становятся более дорогостоящими. В частности, чиповый гигант Intel Corp. INTC сообщил, что средние отпускные цены на его продукцию неуклонно растут с 2014 года, причем с темпом от 2% до 10% в год по отдельным позициям.
«Барьеры входа (на выпуск новых моделей), как технологические, так и связанные с инвестициями, высоки, — отмечает Bloomberg. — Эта тенденция аналогична той, что имеет место в автомобильной промышленности, где налицо признаки того, что баланс рыночной власти смещается в сторону поставщиков комплектующих. Даже в Китае и Индии, где цена считалась определяющим фактором спроса, „умные“ телефоны становятся все дороже». Впрочем, вслед за ростом доходов населения.
Закономерно, что корпорация Apple сталкивается со значительными трудностями, поскольку людям все труднее выкладывать по тысяче долларов за гаджет. В то же время китайские производители бюджетных смартфонов также поднимают цены, видя, что потребители переходят на их премиальные модели, продаваемые дешевле. В любом случае для устойчивого спроса им нужны рынки с растущей зарплатой именно в долларовом исчислении.
В России, как известно, падают даже рублевые доходы населения, причем после двукратной девальвации в 2014—2015 годах. Нет и предпосылок для роста благополучия в неразвивающейся экономике. Плюс к этому большинство экспертов во всем мире предрекают углеводородной энергетике малодоходную перспективу. В сумме эти факторы оставляют нашей стране совсем мало лет, чтобы как-то наполнить внутренний рынок отечественными смартфонами, пусть и уступающие лидерам, но худо-бедно соответствующие времени.
Задача создания своей полноценной электронной промышленности на пару порядков сложнее, чем, к примеру, ныне буксующая мусорная реформа. Можно не сомневаться, что кабинет Медведева не способен на технологический прорыв. Хотя сам премьер все время говорит о «цифре». Однако нынешние министры забирают у страны драгоценное время и деньги на неэффективные проекты, которые должны реализовывать местные власти, но никак не федеральные.
В России должны появится заводы, способные обработать кремний до такой степени чистоты, чтобы его можно было бы использовать для выпуска 300-миллиметровых пластин, необходимых для изготовления чипов. Это довольно сложный технологический процесс даже для американских компаний, которые на полном серьезе рассматривают вопрос о запрете продаж этой продукции на внешние рынки.
Хоть за океаном утверждают, что дело вовсе не в политике, а в экономике, в этом только малая доля правды, зато очень много имперского лукавства. Да, речь идет об отрасли с такой добавленной стоимости, о которой нефтяники, как саудовские, так и российские, мечтать не могут. Лет через десять любая страна, которая не сможет выпускать чипы, однозначно потеряет реальный суверенитет. А у нас, «наверху», успокаивают себя атомным оружием и ракетами, надеясь так обезопасить РФ от американской гегемонии. Но это все равно, что накануне войны с Третьим рейхом, увеличить число кавалерийских дивизий, пренебрегая танками.
Чтобы было понятно, каков нужен масштаб усилий, приведем кое-какую информацию. Начнем с того, что 300-миллиметровая пластина для изготовления чипов высокопроизводительных процессоров стоит примерно $ 5000, из которых половину или более составляет амортизация. Львиная доля износа основного капитала приходится на литографское оборудование. Стоимость одного завода по выпуску определенного типа чипов, по американским оценкам, оценивается в $10 млрд., а их нужно, как минимум, 30−40.
Но это далеко не всё. Чиповые заводы следует регулярно модернизировать, вкладывая в каждый десятки миллионов долларов ежегодно, в том числе на разработку новых технологий. Ясное дело, такие инвестиции оправдываются большими объемами востребованным (читай — конкурирующим с китайским Huawei или американским iPhone) смартфоном по соотношению цена/качество. То есть начинать надо со стратегии борьбы за российского небогатого покупателя.
Следовательно, литографическое оборудование для проецирования чипов нужно научиться разрабатывать и выпускать самим, поскольку нам его никто не продаст. А для отечественного изготовления проекционной литографии необходимо научится производить зеркала объективов и маски (шаблонов) с точностью не хуже 0,1 нм. Следовательно, без национальной отрасли нано-механики не обойтись, и её тоже следует создать в короткие сроки.
Впрочем, на этом перечень критических технологий не завершается. Следует еще разработать и начать производить такие экзотические инструменты, как плазменные травители, оборудование для осаждения, которое наносит на пластину слои из атомов специальных материалов, печи для коаксиального проникновения чужеродных атомов в кристаллическую структуру кремния, а также ионные имплантанты, которые очень похожи на дробилки, правда, для атомов. В этом направлении если и ведутся работы в российских лаборатория, то весьма в скромных объемах.
Понятно также, что завтра выпускать для потребителей с зарплатой две-три сотни баксов сверх дешевые гаджеты никто не будет — даже китайцы. Просто потому что экономически нецелесообразно. Учитывая, что «умные» телефоны (вслед за чипами и софтом) дорожают в долларовом выражении примерно на 100% каждые 7 лет, то, к примеру, через два цикла, т. е. к 2033 году, бюджетные модели, продаваемые сегодня по 5−7 тыс. рублей, будут стоить под «двадцатку». А премиальные и вовсе улетят к 200 тыс. рублей за iPhone и до 150 тыс. — за Huawei или Samsung.
Возможно, Москве с её стотысячными зарплатами удастся идти в ногу с новинками, но Россия за МКАДом точно останется без смартфонов. Их просто некому будет продавать.
Наука и техника: На пути к «цифре»: Медведев наступает на старые грабли
Новости науки: «Естественная» продолжительность жизни человека шокировала ученых