Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Наука и техника
23 сентября 14:14

Ту-214 завис в ожидании места сборки

Сдвиг сроков производства отечественных самолетов уже превращается в анекдоты

15751
На фото: самолет ТУ-214
На фото: самолет ТУ-214 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Очередной скандал в отечественном авиастроении. В прошлом году вице-премьер Денис Мантуров пообещал Аэрофлоту 11 самолетов Ту-214. До 2030 г. планировалось построить ещё 70 отечественных «тушек». Позже глава правительства Татарстана Алексей Песошин «уточнил», что в 2023 г. получится всего 3 самолета, но и на сегодня не собрано ни одного.

Вместе с тем, как стало известно, в производство Ту-214 было вложено ₽42 млрд., в этом году Казанский завод запросил ещё ₽96 млрд. Куда ушли деньги и в чем проблемы с производством Ту-214?

Об острой необходимости собирать свои самолеты власти заговорили еще весной 2022-го. Санкции давали о себе знать, поэтому чиновники требовали спешно решать проблему. Планов было громадьё: сначала выпуск трех самолетов в 2023-м, потом — 7 самолетов в 2024-м и еще 10 — в 2025—2026 годы. По крайней мере, так заявлял премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. А далее пошли заказы: 11 «тушек» захотел «Аэрофлот», еще 12 — авиакомпания «Якутия», 4 самолета ждет татарстанская «ЮВТ-Аэро».

Читайте также
Звездолёт Страны Советов сейчас уже мог бы стартовать Звездолёт Страны Советов сейчас уже мог бы стартовать В СССР разрабатывался проект колониального транспорта «Астра», планировалось заселять дальнее Внеземелье

Тема становилась все более актуальной и ушла, что называется, наверх. Летом этого года в Казань на авиазавод прибыл премьер-министр РФ Михаил Мишустин. И остался доволен увиденным. Однако, 2024 год на исходе, а обещанных отечественных «тушек» всё нет. Завод не отчитался ни об одном собранном самолете.

Понятно, что он сейчас работает в основном на военные цели: собирают и Ту-95, и Ту-160, загрузка — по полной. Но гражданская авиация тоже ждет решения проблем.

Замена импортных деталей на отечественные в Ту-214 — вообще вопрос интересный. Летом 2022-го замминистра промышленности и торговли Татарстана Иван Колчин заявил, что без иностранных деталей собрать самолет просто невозможно. Но год спустя, летом 2023-го, именно такую задачу поставил казанскому заводу Михаил Мишустин. То есть имелось в виду, что какой-то отечественный задел уже есть?

Если так, что же тормозит сборку Ту-214 и насколько реален их серийный выпуск в ближайшем будущем? «СП» обратилась за разъяснениями к эксперту Международного консультативного агентства «Безопасность полетов», основателю сервиса RunAvia Андрею Патракову.

— До СВО Казанский авиазавод собрал полтора Ту-214 за год, и на этом все заглохло. А когда встал вопрос о массовом, серийном производстве отечественных «тушек», выяснилось, что увеличить их производство в 10 раз завод попросту не готов. Да, нагнали массу людей, которые работают сейчас в три смены, но проблема в том, что важных отечественных деталей как не было, так и нет. Хотя, казалось бы, Ту- самолет советского производства, все должно быть в наличии. Но со времен, когда работал Андрей Николаевич Туполев, авиация, увы, ушла далеко вперед…

«СП»: Не хватает отдельных деталей или речь о массовом недостатке комплектующих?

— Приведу всего несколько примеров. Не хватает, например, системы инерциальной навигации. Ее используют, в частности, на президентских самолетах и в военной авиации. В России нет таких систем. Возможно, работа по их созданию ведется, но это закрытая информация. В стадии разработки важная система безопасности — против столкновения в воздухе.

Но доходит и до смешного. Не хватает авиационных шин: КБ, которое их производило, умерло еще 10 лет назад. А это важный элемент, от него зависит безопасность приземления самолета. Наши новые авиационные шины — пока в стадии разработки. А ведь чтобы элемент самолета заработал, важно не только его произвести, но и сертифицировать. С этим, насколько я знаю, тоже проблемы.

«СП»: А как решается в «тушках» проблема с электроникой? Мы по-прежнему все закупаем или что-то придумали сами?

—  Отечественных разработок в электронной промышленности на сегодня нет. Топчемся на месте, используем в основном китайскую электронику. В некоторых случаях — западную, по параллельному импорту. Правда, в этом году Минпромторг анонсировал создание Центра электронной промышленности в Зеленограде. Но потребуются годы, чтобы создать что-то собственное и выйти на мировой уровень.

«СП»: У вас нет впечатления, что тут имеет место отсутствие планирования и административная неразбериха? Ведь в 2013 году на авиазаводе в Ульяновке закрыли производстве Ту-204, который был аналогом Ту-214. Почему это произошло?

—  Сначала Ту был трехместным [имеется в виду состав экипажа, 3-е место — для бортинженера — «СП»]. Решили переделать в двухместный, на это ушло много времени, в итоге махнули рукой и посчитали, что производство МС-21 более перспективно. Хотя могли бы договориться…

«СП»: А что с двигателем для Ту-214? Насколько он надежен?

— На этом самолете используется двигатель ПС-90. Это наш, отечественный двигатель, он на поколение старше ПД-14, зато рабочий, на нем летает множество самолетов. Но главное — есть отечественные компоненты для его сборки. И это, на самом деле, большой плюс Ту-214, — считает эксперт.

Вместе с тем возникает закономерный вопрос: каким образом были потрачены деньги, выделенные на производство лайнера? С таким вопросом «СП» обратилась к главному редактору портала AVIA.RU Роману Гусарову.

— 42 миллиарда рублей еще не потрачены. Насколько я знаю, они были вложены в завод, который строит новые цеха. Инвестировать в сам самолет сейчас бессмысленно, надо вкладываться в его массовое производство.

Когда в прошлом году на самом высоком уровне прозвучало, что в год мы будем производить по 20 машин, я сразу сказал, что это нереально — нужны производственные мощности. Один Казанский завод способен производить по 3 самолета в год. Чтобы делать больше, завод надо минимум в 5 раз увеличить. Нужны собственные станки, а мы ведь под санкциями, значит, и тут все придется начинать с нуля. Специалистов надо готовить, это тоже деньги.

Читайте также
Как тебе наш Циолковский, Илон Маск? Как тебе наш Циолковский, Илон Маск? Для выживания человечеству необходимо построить 3000 городов-миллионников. Уже не только на Земле?

«СП»: Как вы видите будущее отечественного самолетостроения?

— Я реалист, поэтому приведу только факты. За 2,5 года на Казанском заводе не собрали ни одного Ту-214, хотя в 2022-м обещали 70 самолётов до 2030-го.

Только в минувшем августе управляющий директор «Туполева» Константин Тимофеев рассказал о перемещении одного самолета в цех окончательной сборки. Новость особенно порадовала на фоне того, что за полгода до этого руководство заявило: завод может выпускать по 100 «тушек» ежегодно.

Еще раз: за последние 2,5 года не было собрано ни одного нового самолета.
А на днях было заявлено о подписании меморандума между ОАК и авиакомпанией «Сибирь» о поставке 100 Ту-214. Сроки предусмотрительно не оговорены. Посмотрим, на сколько у «Сибири» хватит терпения ждать наши самолеты, — резюмирует эксперт.

По мнению Андрея Патракова, новых отечественных лайнеров не будет до 2026 года.

— Думаю, к 2026 году появятся первые отечественные МС-21 и Ту-214. Но серийное производство будет налажено, по моим подсчетам, только к 2030 году. А тем временем пассажиропоток постепенно падает, потому что самолетов становится все меньше. Да, все понимают, что сейчас военные нужды — первостепенные, но о гражданской авиации тоже надо помнить. Ведь Россия — не та страна, которую можно пересечь на автомобиле, — считает Патраков.

Очевидно одно: российская промышленность не была готова к таким темпам производства самолетов. Но даже несмотря на задержку, самолеты всё равно будут конкурентоспособны в ближайшие лет 10−15, потому что эта ниша в стране сейчас свободна.

И последнее. Если бы контроль производства отечественных самолетов со стороны правительства и Минпромторга был более строгим, то, возможно, и сроки их выпуска не стали бы предметом шуток.

Последние новости
Цитаты
Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня